Несколько дней назад глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая на церемонии открытия в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке выставки «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение», воспользовавшись столь высокой международной трибуной, привлек внимание общественности ко все обостряющейся проблеме «ползучей реабилитации нацизма».
«Не может не тревожить тот факт, что в последнее время мы наблюдаем ползучую реабилитацию нацизма. В ряде государств, в том числе причисляющих себя к эталонам демократии, проводится системная линия на пересмотр итогов Второй мировой войны, включая прославление деятельности гитлеровцев и местных коллаборационистов», – заявил российский министр.
Временно отвлечемся от выступления С. Лаврова, чтобы на фактах показать, насколько далеко удалось продвинуться духовным союзникам и наследникам нацистов в искажениях хода и исхода Второй мировой.
В 2016 г. были опубликованы итоги опроса, проведенного в рамках Международного проекта по изучению общественного мнения «Sputnik. Мнения». Выяснилось, что население стран Запада имеет совершенно искажённые представления о том, какое из государств антигитлеровской коалиции внесло решающий вклад в победу над нацистской Германией. В среднем только 15% французов, американцев и немцев считают, что СССР играл в победе ключевую роль. Недалеко ушли от них и жители Британских островов.
Сравнение ныне полученных результатов с опросами, проведенными сразу по окончании войны, показывает размывание представлений о подлинных творцах победы. Если в 1945 г. приоритет Советского Союза при оценке вклада в разгром нацистской Германии признавали 57% французов, то сегодня таковых всего 12%. В то же время половина респондентов как в Западной Европе, так и за океаном полагают, что главная роль в победе над нацизмом принадлежит Америке.
Такими были показатели полуторагодичной давности, думаем, сегодня ситуация еще более усугубилась. И все это – результат целенаправленного «промывания мозгов» пропагандистской машиной Запада с целью принизить цену, заплаченную за победу Советским Союзом.
Европейцам, в т.ч. англичанам, явно неизвестна объективная оценка, принадлежащая их премьер-министру периода войны У. Черчиллю: «Именно русская армия выпустила кишки из германской военной машины». А какой ценой была достигнута победа? Из восьми стратегических фронтов и театров военных действий самым активным и результативным был советско-германский фронт. Боевые действия войск шли 93% времени существования этого фронта. Здесь решались основные политические и стратегические задачи войны, были сосредоточены основные силы противоборствующих сторон и достигнуты основные результаты в пользу союзников по антигитлеровской коалиции.
Достаточно отметить, что до открытия «второго фронта» летом 1944 г. на советско-германском фронте находилось в среднем в 15–20 раз больше вражеских войск, чем на тех фронтах, где действовали войска США и Великобритании (Северная Африка, Италия). Однако и после высадки западных союзных войск в Нормандии количество соединений вермахта, действовавших против американских, английских и французских соединений на европейском театре военных действий, было в 1,8-2,8 раза меньше, чем на советско-германском фронте.
И потери Советского Союза оказались несопоставимыми с утратами других стран: около 27 млн. человек, большая часть из которых – гражданское население, погибшее в гитлеровских лагерях смерти, в результате фашистских репрессий, болезней и голода, от налётов вражеской авиации. Значительную часть своего населения потеряли Польша (6 млн. человек) и Югославия (1,7 млн. человек). У стран-лидеров антигитлеровской коалиции потери заметно меньше: США – около 300 тыс. человек погибшими, Великобритании – 370 тыс., Франции – 600 тыс.
Если бы для широких масс американцев или французов эти цифры были доступны, да ещё и правдиво были бы разъяснены причины таких громадных потерь со стороны СССР (главная причина – политика гитлеровского режима по целенаправленному уничтожению миллионов военнопленных и мирных граждан на оккупированных территориях), взгляд многих и многих на Западе изменился бы. Однако западная пропагандистская машина закладывает в массовое сознание совершенно иную, насквозь антиисторическую доктрину «равной ответственности» гитлеровской Германии и Советского Союза за развязывание Второй мировой войны. Противники России изображают войну как схватку «двух тоталитаризмов», отвергая великую освободительную миссию Советских Вооружённых сил в Европе и Азии.
Сегодня, как верно отметил, выступая на церемонии открытия выставки в Нью-Йорке, С. Лавров, в известных западных кругах модно не осуждать, а обелять нацизм. Не далее как 20 декабря 2017 г. на Генеральной Ассамблее ООН была одобрена резолюция о борьбе с героизацией нацизма, представленная Россией в соавторстве с 54 государствами. За документ высказалась 131 страна. Много, как видим, но не все. 48 государств, в том числе члены ЕС, воздержались, а Соединенные Штаты Америки и Украина (симптоматичное соседство) проголосовали против.
Какова же их мотивировка? «Ряд стран его [документ] не поддержали, попытавшись оправдать свою позицию ссылками на необходимость уважения свободы слова, – отметил С. Лавров. – ...Такие попытки интерпретировать тему нацизма абсолютно неприемлемы».
А что на самом деле прячут США, Украина и без малого полсотни воздержавшихся стран за своей позицией? В документе, принятом Генассамблеей, выражается «глубокая озабоченность по поводу прославления в любой форме нацистского движения и бывших членов организации "Ваффен СС", в том числе путем сооружения им мемориалов», а также «непрекращающихся попыток осквернения или разрушения памятников, воздвигнутых в память о тех, кто боролся против нацизма в годы Второй мировой войны».
Ясно, что такого рода ооновские резолюции не воспринимаются в Вашингтоне и Брюсселе, Киеве и Варшаве, Латвии и Литве принципиально. Оборотной стороной дискредитации образа советского солдата-освободителя выступает там полная реабилитация и героизация коллаборационистов-бандеровцев на Украине, «проклятых солдат» в Польше, эсэсовских легионеров и «лесных братьев» в Прибалтике. В этих странах преданы забвению приговоры, в том числе международных судов, по делам нацистских преступников, выдаваемых ныне за «борцов за национальную независимость».
Год едва начался, а мы уже имеем целый ряд фактов, подтверждающих, что адвокаты нацизма только наглеют. Достаточно вспомнить факельное шествие в честь идеолога украинского национализма Степана Бандеры, прошедшее в Киеве 1 января, или принятие в Латвии закона, о присвоении статуса участника Второй мировой войны одинаково и бойцам Красной армии и эсэсовским легионерам.
Правительства же многих стран, в том числе тех, которые в своё время составляли антигитлеровскую коалицию и формировали состав трибунала в Нюрнберге, как и международные организации вроде ПАСЕ, как видим, благосклонно взирают на реабилитацию нацизма во всех его проявлениях.
На таком фоне для Запада перестаёт иметь значение сохранение памятников воинам Красной армии от вандалов, действующих в целом ряде стран. За последние годы подверглись осквернению, были разрушены, а то и уничтожены сотни памятников, обелисков, надгробий советских воинов, которые ценой своей жизни избавили мир от ужасов коричневой чумы. «Такие действия кощунственны с общечеловеческой точки зрения, они бросают вызов послевоенной архитектуре безопасности», – подчеркнул С. Лавров.
Все это так, но борьба с такими явлениями лишь политико-дипломатическими средствами стопроцентного успеха не дает. Значит, их надо дополнить силой уголовного закона – убежден председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. В интервью «Российской газете» 15 января с.г. он заявил: «Мы не можем оставаться безразличными к многочисленным фактам осквернения скульптурных и архитектурных сооружений, посвященных борьбе с фашизмом и жертвам фашизма, а также осквернению символов воинской славы России на территории Украины. Думаю, помните, что сделали украинские националисты с такими памятниками в городе Глиняны Львовской области, в Новомосковске Днепропетровской области. Следственным комитетом возбуждены уголовные дела по статье нашего Уголовного кодекса "Реабилитация нацизма", устанавливаются обстоятельства этих преступлений».
В г. Глиняны Золочевского района Львовской обл. был разрушен памятник 32 воинам-освободителям, а в Новомосковске Днепропетровской обл. ксенофобскими надписями осквернен мемориал, посвященный памяти жертв Холокоста
На свой вопрос, есть ли возможность привлечь к ответственности преступников на территории другого государства, на которое не распространяется российская юрисдикция, корреспондент получил четкий ответ – да, есть. «В данном случае, – отметил А. Бастрыкин, – целесообразно говорить об их привлечении к уголовной ответственности национальными органами предварительного расследования и судебными органами государств, которые в силу норм международного права и внутригосударственного законодательства имеют возможность осуществлять юрисдикцию, в том числе экстерриториальную».
Поясним, что статья 354.1 УК РФ («Реабилитация нацизма») была введена в российский УК в мае 2014 г. и предусматривает ответственность за отрицание фактов, установленных приговором Нюрнбергского трибунала, одобрение преступлений, установленных этим приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны. По российскому УК она грозит наказанием от штрафа до лишения свободы сроком до 3 лет, а в случае использования служебного положения или распространения ложных сведений через СМИ предусмотрено наказание до 5 лет лишения свободы. Также статья 354.1 УК РФ предусматривает ответственность за осквернение символов воинской славы России.
Слова главы Следственного комитета РФ вселяют надежду, что идейная борьба против фальсификаторов истории Второй мировой войны будет подкрепляться силой закона, рассматривающего реабилитацию нацизма как уголовное преступление. Независимо от территории, на которой это преступление совершается.