Верховная рада похоронила Минские соглашения - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 11.12.2024 |

Верховная рада похоронила Минские соглашения

Вчера Верховная рада Украины 280 голосами приняла закон «Об особенностях государственной политики и обеспечении государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей».

Этот закон вносит целый ряд радикальных изменений, многие из которых позволяют предположить, что Киев окончательно отказался от идеи мирного урегулирования и собирается в одностороннем порядке активизировать конфликт в Донбассе.

Ключевых изменений, строго говоря, два. Первое – так называемая антитеррористическая операция переформатирована в войсковую, и её управление передано военным, которым будут подчинены все силовики.

Введена должность так называемого командующего объединенными силами, которые будут сконцентрированы в рамках Объединенного оперативного штаба. Назначается этот человек исключительно президентом (хотя и по представлению начальника Генштаба). Впрочем, учитывая полную подконтрольность Генштаба главе государства, это, скорее, форма потенциального ухода П. Порошенко от уголовной ответственности в случае чего (мол, мне предложили – я назначил), а вовсе не сдерживающий механизм.

Именно этот командующий будет определять все аспекты жизни на территории бывшей АТО. Последняя же официально прекращается, а вместо нее начинаются еще менее понятные «мероприятия относительно обеспечения национальной безопасности и обороны, отражения и сдерживания вооруженной агрессии РФ в Донецкой и Луганской областях».

Упомянутый выше командующий будет иметь почти неограниченную власть на всей бывшей территории АТО (естественно, речь идет о контролируемой Украиной территории) – такой себе «военный император»: может разрешать и запрещать въезд/выезд людей или перемещение товаров, командует всеми воинскими, полицейскими и специальными силами на территории, руководит в ручном режиме Донецкой и Луганской военно-гражданскими администрациями. При этом никто не имеет права вмешиваться в его деятельность, а контролируется он (впрочем, косвенно) лишь уполномоченным по правам человека.

Интересно, что пока еще не совсем понятно, кто же конкретно будет назначен этим командующим. С высокой долей вероятности можно предположить, что это будет кто-нибудь из «ветеранов АТО», вроде М. Забродского.

Полномочия же правоохранительных (что в современной Украине весьма условно) органов расширяются до практически внесудебной деятельности, а террор против жителей Донбасса оказывается узаконенным. Если раньше это де-факто реализовывалось лишь против граждан молодых республик, то теперь Киев пошел дальше – распространяет эту практику и на жителей контролируемых территорий. Для этого в законе вводится новое понятие – зоны безопасности, которыми считаются территории, непосредственно прилегающие к зоне боевых действий и границы которых определяет Генштаб самостоятельно.

Судя по всему, речь идет о тех самых «серых зонах» – территории примерно глубиной в 100 км от линии соприкосновений, где проживает большинство беженцев из зоны конфликта и, конечно, коренное население. Теперь их в любую секунду можно хватать на улицах, досматривать, врываться в дома, прослушивать и даже стрелять на поражение, например «за несанкционированную попытку проникновения в район осуществления мероприятий», так что неудачный переход административной границы области теперь вполне может закончиться пулей в затылок. Если это не поражение в гражданских правах, тогда что?

Второе большое изменение имеет, скорее, политический аспект. В принятом законе прямо и недвусмысленно указывается на то, что территории Донецкой и Луганской областей «оккупированы Российской Федерацией». Не Киев, оказывается, развязал гражданскую войну, не Киев начал обстреливать из «Градов» мирное население Донбасса, не Киев отказывается идти на переговоры с лидерами ДНР и ЛНР – это все «Россия виновата».

Однако если раньше эта риторика присутствовала лишь в общем политическом дискурсе, то зафиксированная в нормативном документе она имеет куда более серьезные последствия. Прежде всего – для переговорного процесса по «Минску-2».

Признание России «оккупантом» означает, что теперь Украина официально исходит из следующей позиции: РФ – сторона конфликта (вопреки положениям Минских соглашений) и потому никаких других переговорных сторон по этому поводу быть не может. Тем самым ДНР и ЛНР окончательно отказано в любых формах субъектности, и с ними в Киеве никто не намерен вести никаких переговоров. В этом смысле возникает неприкрытый диссонанс с Минскими соглашениями, которые и до того по юридическому статусу больше напоминали «джентльменское соглашение», подписанное президентом Украины, двумя руководителями молодых республик, представителем ОБСЕ и послом РФ на Украине.

Если Украина прямо утверждает, что никакой субъектности у ДНР и ЛНР нет, то кто и почему должен выполнять Минские соглашения? Некоторые украинские депутаты предлагали ввести хотя бы упоминание об этих соглашениях в «тело» закона, тем самым четко увязав их выполнение с действиями властей. Однако в этом вопросе они встретили решительное сопротивление, и в итоге никаких упоминаний «Минска-2» в законе нет. Нет даже упоминаний о резолюциях ООН, которые отсылали к Минским соглашениям.

Не упомянута в законе и содержащаяся в тех же соглашениях и амнистия как таковая. Зато есть норма о том, что «лица, которые принимают участие в вооруженной агрессии РФ или привлечены ею к участию в оккупационной администрации, несут ответственность за деяния, которые нарушают законодательство Украины и нормы международного гуманитарного права». То есть любой человек, которого Украина назовет «участником оккупационной администрации» (а в силу размытости понятия это может быть кто угодно), будет привлечен к ответственности. А статьи Уголовного кодекса могут быть применены почти любые – вплоть до такого состава, как «государственная измена».

Если Рада отбросила Минские соглашения как ничего не значащий клочок бумаги, то неужели в Киеве рассчитывают, что кто-то из других подписантов будет выполнять их требования в одностороннем порядке? Сложно представить ситуацию, в которой, например, Россия будет продолжать выполнять свою посредническую функцию, будучи объявленной стороной конфликта. ЛНР и ДНР, с которыми также никто в киевской власти считаться не собирается, тоже вправе считать себя свободными от требований «Минска». В таком случае ситуация окончательно заходит в тупик.

Впрочем, если рассматривать этот «закон об интеграции» как способ решения конфликта Киевом через новую эскалацию, то он вполне логичен. Он прямо объединяет под единым командованием все силы «АТО», расширяет их полномочия и прямо подчиняет президенту Украины. Учитывая постоянные заявления о том, что США уже готовы предоставлять Украине вооружения, их иначе как подстрекательством к новой войне назвать сложно.

Кстати о роли «иностранного сектора» при подготовке этого закона. Формально реакции Запада на него еще не последовало, однако обращает на себя внимание не только содержательная часть документа, но и его форма – закон написан совершенно вне практик украинского законотворчества. Вся вступительная часть документа крайне похожа на то, как свои нормативные документы (или международные конвенции) оформляют страны Запада: «основываясь на…», «исходя из…», «принимая во внимание…» – украинская практика написания нормативно-правовых документов не знает подобных форм. Может ли это говорить о том, что к написанию документа были активно привлечены иностранцы? Более чем. Скорее всего, некие «иностранные консультанты» из посольства на улице Сикорского, 4.

Принесет ли этот закон мир в Донбасс? Ясно, что нет. Сложно не согласиться с оценкой этого документа, данной В. Медведчуком: «Вместо законов, предусмотренных «Комплексом мер по выполнению Минских соглашений», Рада продуцирует призывы к «войне до победного конца», предлагает зачистки, уголовное наказание и даже расстрелы для «коллаборантов»… А это значит, что конфликт на Донбассе по-прежнему будет оставаться кровоточащей раной на теле Украины, еще больше разделяя страну и делая невозможным возвращение Донбасса в Украину и Украины на Донбасс».

В распространенном вчера комментарии МИД РФ принятие закона о реинтеграции Донбасса расценивается не иначе как подготовка к новой войне. «Результат нынешнего украинского "законотворчества" полностью противоречит Минским соглашениям, которые являются общепризнанной и безальтернативной основой урегулирования конфликта на Украине, – подчеркнули в министерстве. – Ни о какой "реинтеграции" речь не идет. Напротив, все делается для того, чтобы еще больше расколоть Украину и оттолкнуть от себя проживающих в Донбассе граждан».

Вывод однозначен: «Киев хоронит достигнутые в Минске договоренности и весь имеющийся механизм поиска взаимоприемлемых решений по преодолению внутриукраинского кризиса, включая и "нормандский формат"».

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2583
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика