Совместными учениями и подготовкой кадров переход ВСУ на стандарты НАТО далеко не заканчивается. Другое дело, что это трудоемкий и дорогостоящий процесс. Еще в ноябре 2015 г. министр обороны С. Полторак озвучил план, согласно которому в 2020 г. украинская армия должна стать похожей на армии стран альянса. К этому времени подлежат обработке 134 натовских стандарта, чтобы на их основе разработать собственные документы. Но к середине 2017 г., согласно официальной информации Минобороны, были внедрены только 24 стандарта. Немногим позже, в конце сентября, появилась информация, что при разработке национальных нормативно-правовых актов и документов были учтены нормы 126 нормативных документов НАТО. Однако учесть и внедрить натовский стандарт с прохождением всей необходимой процедуры – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. До 2020 г. осталось не так уже много времени, а процесс идет со скрипом.
Что касается перевооружения ВСУ в соответствии с натовскими стандартами, то, по данным соответствующего департамента Минобороны, закупка и модернизация образцов вооружения и военной техники в интересах ВСУ осуществляется с поэтапной заменой устаревших образцов ВВТ. Насколько реально деятелям киевского режима удалось продвинуться в этом вопросе – судить сложно. По состоянию на 17 октября 2017 г. армии было передано около 1300 единиц ВВТ и более 22 тыс. единиц ракет и боеприпасов. «Ежегодно происходит обновление ВВТ ВСУ до 5%, что в свою очередь соответствует мировым показателям обновление ВВТ», – пояснили в департаменте.
Конечно, объявленная военная помощь со стороны США и Канады в плане перевооружения украинской армии позволит сделать в этом направлении существенный сдвиг. Однако в целом судить на этот счет со стопроцентной уверенностью сложно, так как неизвестно реальное соотношение старой и новой техники в рядах ВСУ. Если же учесть постоянные просьбы Киева в адрес западных покровителей, постоянную нехватку бюджетных средств и всеобщую коррумпированность режима, можно предположить, что и здесь процесс продвигается со скрипом. Было бы иначе – об этом сразу же растрезвонили бы на весь мир!
К примеру, судя по заявлениям командующего Сухопутными войсками ВСУ С. Попко, в ближайшее время украинская армия может перейти на артиллерию калибра 155 мм, которую используют в странах НАТО. По его же словам, основные направления деятельности армии направлены сейчас «на глубокую модернизацию вертолетов Ми-24, на модернизацию транспортно-боевых вертолетов типа Ми-8 СМБВ, способных выполнять большой спектр задач, в том числе боевых, на совершенствование тактики применения и способов действий экипажей армейской авиации, особенно в ночное время».
В механизированных и танковых войсках, по его словам, первоочередное внимание уделено «отработке тактики действий, насыщению этих подразделений новейшей техникой», в частности танками «Оплот», БТР-4, противотанковыми ракетными комплексами «Стугна», «Корсар». При этом военачальник делает важное уточнение: «Мы ставим перед собой амбициозные задачи на будущее, когда подавляющее большинство техники и вооружения – более 80% – будут новейшими».
О подобных планах говорит и замминистра Ю. Бровченко, который курирует в Минэкономразвития вопросы ОПК. В марте прошлого года он заявлял: в период с 2017 по 2019 г. в серийное производство должны пойти бронетранспортеры БТР-3 и БТР-4, танк «Оплот», противотанковый ракетный комплекс «Стугна-П», тактические ракетные комплексы «Гром-2» и «Ольха», отдельные виды боеприпасов, стрелковое оружие, линейка беспилотных летательных аппаратов и т.д. 2017 год уже закончился, но существенных сдвигов не произошло.
Помимо ВСУ курс на НАТО держит и украинский ОПК. Весной 2015 г. «Укроборонпром» заявил о переходе на стандарты альянса в производстве оружия. Тогда совместно с натовскими представителями из стран Восточной Европы была разработана дорожная карта реформирования ОПК до 2018 г.
Как известно, производство вооружений странами НАТО регламентируется 1500 стандартами STANAG (STANdardization AGreement) брюссельского агентства по стандартизации NSA (NATO Standardization Agency). Для того чтобы перевести «оборонку» на все эти стандарты, по расчетам экспертов самого «Укроборонпрома», необходимо более $46 млрд. По одной этой цифре видно, что вся эта эпопея с натовскими стандартами больше похожа на очередную аферу наподобие соглашения об ассоциации Украины с ЕС, в результате которой произошел обвал украинской экономики.
К примеру, харьковские специалисты в сфере ОПК – одного из главных центров украинской оборонки – весьма убедительно считают, что в связи с переходом на стандарты НАТО неясной останется судьба собственной электронно-компонентной базы. Придется полностью пересматривать нормативно-правовую базу как в тех или иных отраслях национальной промышленности, так и на отдельных предприятиях. Только перевод на дюймы и футы, по подсчетам харьковчан, обойдется Украине в сумму, не меньшую $120-130 млрд.
Однако по данным «Укроборонпрома», предприятия-участники концерна сейчас активно переводят свои производственные мощности на натовские стандарты. Правда, конкретных фактов на сей счет не так уж и много. В 2017 г. было продемонстрировано стрелковое оружие – автоматический карабин M4-WAC-47. Это совместный украинско-американский проект концерна с компанией Aeroscraft. Помимо этого, в 2017 г. общественности были представлены два совместных украинско-польских проекта – танк PT-17 и система залпового огня ZRN-01 Stokrotka. PT-17 – это модернизированный вариант советского Т-72, где вместо российских комплектующих появились польские и других стран НАТО. Танк модернизировали совместно с польской компанией Zaklady Mechaniczne «Bumar – Labedy» S.A. Систему залпового огня ZRN-01 Stokrotka создавали с WB Group.
Также в 2017 г. укрепилось сотрудничество польской PGZ. И были достигнуты договоренности между ГП «410 Завод гражданской авиации» и американской корпорацией Rockwell Collins по замене российских комплектующих на американские.
Характерно, что ранее озвученная контрольная дата – переход структур Минобороны на стандарты НАТО к концу 2018-го как-то незаметно передвинулась на 2020 г. Об этой дате заговорила созданная под очередную реформу ОПК «Лига оборонных предприятий Украины». И что самое интересное, последняя стала активно выступать за корпоратизацию этого сектора. Мол, либерализация оборонки даст возможность и денег заработать за счет экспорта, и предприятия за этот счет перевести на стандарты НАТО. И это при том, что, по оценкам экспертов, потенциальный объем экспорта продукции украинского ОПК, с учетом возможностей частных оборонных предприятий, оценивается сегодня не более чем в $3 млрд. в год, которых явно не хватит на всю эту масштабную стандартизацию.
О том, что со стандартами НАТО в армии и ОПК дело продвигается крайне медленно, говорит и тот факт, что только 18 октября 2017 г. было принято решение о создании Государственного института испытаний и сертификации вооружения и военной техники, который должен обеспечить в этой сфере реализацию единой государственной политики с учетом требований стандартов НАТО. Пока же реальность такова, что существенно похвастаться нечем. Да, армию реанимировали, она теперь способна вполне эффективно воевать против собственного народа в республиках Донбасса. Но стандарты НАТО пока остаются только планами – ибо это огромнейшие деньги.
Вообще же дата 2020 г. и непосредственное участие во всех этих реформах американцев наталкивает на более прозаичные мысли. Как известно, этот год будет контрольным и для газодобывающей отрасли Украины, которую к этому времени хотят сделать полностью независимой от российского газа за счет увеличения собственной добычи. Курируют этот проект тоже американцы. Но что еще интереснее: после масштабных инвестиций в отрасль со стороны государства там намечается корпоратизация предприятия НАК «Нафтогаз-Украина».
Возможно, здесь задействован один и тот же американский план – реанимировать за счет государства те украинские активы, которые можно задействовать в борьбе с РФ, а потом взять их под свой контроль. Но в таком случае речь о вступлении Украины в НАТО не идет. Страну и её народ просто используют как полигон для геополитического противостояния с Россией. Отдельные сектора, которые возможно реанимировать, будут и дальше использовать как таран. А что потом делать со всем этим – время покажет.
Но при этом нельзя не учитывать, что во всем этом деле американцы решают для себя вполне конкретную задачу – в ходе конфликта в Донбассе сами учатся возможной гибридной войне с Россией и обучают её потенциальных участников со стороны стран НАТО.