Санкционная война против России играет все новыми красками. Пока США ищут возможности все же «достать» российскую экономику, их европейские друзья склоняются к возобновлению торгово-экономического сотрудничества с РФ, в том числе и в рамках инициированного Китаем проекта «Один пояс – один путь». Американцы откровенно «пережали», поставив под угрозу своими односторонними решениями бизнес-интересы ЕС. Но Россию подстерегает опасность совсем с другой стороны.
Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать
«Украинские» санкции против РФ, введенные США, ЕС, Канадой и еще рядом стран «золотого миллиарда» в 2014 г., преподносились как образец «трансатлантического единства». Действительно, несмотря на определенные споры среди государств-членов ЕС, санкционный режим выполнялся достаточно дружно. Прошло почти четыре года, каков результат? Как отметила министр иностранных дел Австрии К. Кнайссль, «санкции против России, принятые в июле 2014 года, оказались неэффективными, поскольку осенью 2014 года цена на нефть упала более чем на 70 процентов». Глава внешней политики Австрии скромно умолчала о том, что падение цен на нефть было обусловлено именно введением антироссийских санкций, которые спровоцировали новый виток всемирного экономического кризиса, в свою очередь, приведшего к падению цен на энергоносители. Но если бы цена на нефть сохранилась, все санкции тем более были бы России, как слону дробина.
Российская экономика, по заявлению премьер-министра РФ Д. Медведева, «завершила адаптацию к новым условиям, вызовам, с которыми она столкнулась, и начала расти». Тем временем цена на нефть также почти вернулась на докризисный уровень, что будет способствовать наполнению российского бюджета. При этом большой вопрос, кто подвергся большему влиянию санкций – Европа или Россия? По оценке Австрийского института экономических исследований (WIFO), с 2014 по 2016 г. введение санкций в отношении России обошлось европейским странам более чем в 30 млрд. евро. А согласно данным ООН, убытки западных стран от антироссийских санкций за три года достигли 100 млрд. долл., а России – 52-55 млрд., т.е. почти в два раза меньше.
Вместо того чтобы прекратить маразм, США в августе 2017 г. приняли закон «О противостоянии противникам Америки с помощью санкций» (CAATSA), который имеет антиевропейскую направленность. Во-первых, Вашингтон получит возможность применять экстерриториальные американские санкции в отношении юридических и физических лиц, в том числе из третьих стран, которые сотрудничают с российскими организациями, перечисленными в санкционных списках. Во-вторых, санкции вводят ограничения на сотрудничество с РФ в сфере строительства магистральных газопроводов. При этом в законе отдельной строкой упоминается противодействие США строительству газопровода «Северный поток - 2», в который «вложились» ведущие европейские компании.
Начисто забыв о «солидарности», Вашингтон в своем стремлении уязвить Россию принес в жертву европейскую экономику. Реакция не заставила себя долго ждать. Как заявил Глава МИД Германии З. Габриель, необходима поэтапная отмена санкций против РФ. Пока Германия охвачена послевыборной суетой, французы пошли еще дальше. Министр экономики Б. Ле Мэр в интервью The Wall Street Journal сообщил о «твердом желании Парижа организовать «основную торговую систему», которая будет связывать столицу Франции и Пекин через Москву». Ожидается, что исторические договоренности будут достигнуты во время визитов Э. Макрона в Китай и на Санкт-Петербургский экономический форум.
Был бы человек, а статья найдется
Российская экономика показала хорошие способности преодолевать секторальные санкции против энергетических и оборонных предприятий, финансового сектора и внешней торговли. Ничего принципиально нового американские санкции не внесли, за исключением статей 241 и 243, которые являются внеправовым инструментом давления на российский бизнес. Так, статья 241 обязывает главу Минфина США после консультаций с главой Службы национальной разведки и госсекретарем США не позднее чем через 180 дней после вступления закона в силу предоставить в Конгресс доклад о ключевых политических фигурах и крупнейших предпринимателях России, связанных с Кремлем, с указанием размеров и источников их доходов, личных состояниях, сведений об активах родственников (включая жен, братьев и сестер, детей и родителей), а также информации об их деловых контактах с иностранными компаниями. Час икс наступает 29 января 2018 г., когда должен быть представлен «Кремлевский доклад». Под санкции попадут около 50 человек и члены их семей. Подобный доклад должен публиковаться ежегодно.
На практике это означает, что в орбиту расследований США попадут все члены правительства РФ, депутаты федерального уровня и так называемые олигархи вместе со своими ближайшими родственниками. Ст. 243 предписывает «находить, изучать, документировать и пресекать незаконные финансовые потоки, связанные с Россией», если они затрагивают финансовую систему США или их союзников, увеличить количество расследований, касающихся приобретаемой российскими гражданами или в их интересах американской недвижимости. А в соответствии со ст. 253 закона Вашингтон планирует сотрудничать «с отдельными странами в Европе и Евразии», чтобы «гарантировать неиспользование их финансовых систем для сокрытия незаконной финансовой деятельности членов российского правительства или лиц из ближайшего окружения президента В. Путина, наживающихся на коррупции». Закон CAATSA предусматривает финансирование сбора компромата, определив вознаграждение для информаторов, способствующих получению интересующих их сведений (ст. 323), а также учреждение Фонда противодействия российскому влиянию (Countering Russian Influence Fund), которому на 2018-2019 гг. будет выделено 250 млн. долл. (ст. 254). Закон также говорит и о необходимости идентифицировать нероссийские аффилированные бизнесы российских олигархов.
Совершенно не обязательно, что санкции против российских компаний и бизнесменов будут введены сразу же после представления доклада. Но над всем российским бизнесом повиснет дамоклов меч.
«Кац предлагает сдаться»
В свете «антиолигархических» санкций в ближайшее время возникнет определенный момент истины, который позволит определить, как говорил покойный З. Бжезинский, «чья это элита, ваша или наша». Тревожные звонки уже зазвучали.
Представители «Альфа-банка» отказались работать с предприятиями российского ВПК, чтобы избежать риска попасть под санкции США. Хотя банк не работал со средствами гособоронзаказа, в его кредитный портфель входили «Уралвагонзавод», «Гражданские самолеты Сухого» и дочерние компании «Ростеха», включенные в американский санкционный список. Один из акционеров банка, рожденный во Львове гражданин США М. Фридман за прошлый год вложил $5 млрд. в иностранные компании. Не потому ли «Альфа-банк» на Украине считает Крым «оккупированной территорией» и добросовестно финансирует карательную операцию в Донбассе?
Но «Альфа» – банк частный. Беда в том, что подобным же образом ведут себя государственные Сбербанк и ВТБ, «Газпромбанк» и государственный оператор РФ «Россети», которые отказываются работать в Крыму, опасаясь попасть под международные санкции. То же касается мобильных операторов, страховых компаний и крупных торговых сетей. Невольно возникает вопрос, российский это бизнес или американский? Особо противоестественно это выглядит на фоне работы европейских фирм на территории Крыма.
Как сообщает агентство Bloomberg, крупные российские бизнесмены ведут переговоры с представителями Министерства финансов и Госдепа США с просьбой не вносить их в список предпринимателей, близких к политическому руководству РФ. В частности, Сбербанк вел переговоры с Госдепом США по поводу «бизнес-практики Сбербанка и способов, с помощью которых Сбербанк может служить примером для должностных лиц США, ищущих открытость и ответственность в российском банковском секторе». А ведь здесь возникает проблема национальной безопасности. В частности, Сбербанк, как и «Альфа-банк», в рамках переговоров с США о «бизнес-практиках» вполне мог передать информацию, составляющую государственную тайну.
Чтобы не оказаться в числе подсанкционных структур, они должны доказать США, что не принимают участие в коррупционных схемах. И для сохранения своих прибылей готовы выложить все карты на стол. Например, олигарх О. Дерипаска пытался дать показания перед Конгрессом США, воспользовавшись поправкой 1987 г., по которой должностных лиц освобождали от ответственности, если они соглашались предоставить Конгрессу интересующую информацию, и давали им за это личный персональный иммунитет собственности. Правда, тогда Конгресс Дерипаске отказал. Но сейчас, когда Вашингтон пытается использовать российский бизнес как средство дестабилизации внутриполитической ситуации в России, подобная «добросовестность» в сдаче интересов родины может понадобиться.
Судьба компрадора
Масштабы компрадорского капитала поистине впечатляющие. По данным Национального бюро экономических исследований (NBER), состоятельные россияне держат за границей средства, эквивалентные 46% ВВП России, или около 590 млрд. долл. За последние 13 лет из России уехали 20 тыс. долларовых миллионеров и миллиардеров, причем около 6 тыс. из них – за последние три года. Олигархи держат на западе около 60% своих активов.
Предупреждение президента РФ, прозвучавшее еще в 2014 г., и закон 2015 г. «о деофшоризации» возымели обратный эффект. Около 17 олигархов утратили статус налогового резидента РФ. Среди финансистов иностранных экономик такие известные личности, как А. Усманов, Г. Тимченко, супруга экс-мэра Москвы Е. Батурина, совладельцы «Альфа-Групп» М. Фридман и А. Кузьмичев. За последние три года около 700 российских «деловых людей» приобрели гражданство Мальты. В частности, паспортом «мальтийских рыцарей» обзавелись основатель и совладелец «Яндекса» А. Волож, владелец инвестиционной компании O1 Group Б. Минц, совладелец холдинговой компании ICT Holding А. Несис. Это не считая многочисленных израильских, американских, панамских и европейских паспортов так называемой национальной элиты. Впрочем, зарубежные корочки вряд ли им помогут, поскольку финансовая разведка США после приятия закона CAATSA будет искать их «кубышки» даже на дне морском.
Судьба дагестанского олигарха С. Керимова, задержанного в Ницце по подозрению в отмывании денег и уклонении от уплаты налогов при покупке недвижимости, четко показывает, каким образом геополитические противники России намерены вести себя в отношении российских денежных мешков. Кроме того, в американском Минфине считают, что отношение к людям из реестра «друзей Путина», даже если против них не примут меры юридического преследования, будет таким, как будто против них уже введены санкции. Т.е., как предполагается, с ними будут опасаться сотрудничать, давать кредиты и торговать. Все эти меры, поскольку олигархи из санкционного списка США являются владельцами крупнейших российских предприятий, должны, по мысли Вашингтона, нанести России значительный экономический урон и поднять «бунт олигархов» для смены власти.
Съесть-то он съест, только кто ему даст?
Цели односторонних санкций США против России достаточно ясны. Ослабленная долговым бременем американская экономика стремится путем санкций обеспечить себе неконкурентные преимущества на рынках вооружений и торговли энергоносителями. В геополитическом плане Вашингтон намеревается стратегически ослабить Россию, на долгое время заблокировав возможности ее технологического развития.
Получается, правда, плохо. Так, США запретили физическим и юридическим лицам в своей юрисдикции с конца января 2018 г. вести дела с российскими компаниями в глубоководных, арктических и сланцевых энергетических проектах. В этом контексте настоящим издевательством стала поставка сжиженного газа в США с российского арктического предприятия «Ямал-СПГ». Чтобы обойти санкции, за четыре года европейский бизнес создал в России более 200 новых производств. Несмотря на скандалы, закатываемые Киевом, в Крыму работают «Сименс», «Пума», «Метро», автодилеры европейских производителей и т.д.
Рассорившись из-за односторонних санкций с Европой и объявив войну российскому бизнесу, Вашингтон загнал себя в ловушку. Под угрозой многомиллиардных убытков и «в пику» неприкрытому давлению США объединенная Европа начинает бунтовать. И страшное для Америки партнерство «от Лиссабона до Владивостока и Гонконга» может стать реальностью при сохранении внешне верноподданнической риторики Брюсселя в адрес США.
С другой стороны, как предупреждает сотрудник RAND Corporation В. Кортни, «антиолигархические меры» станут причиной для активизации репатриации в Россию частных капиталов и фактически обеспечат ускоренную консолидацию российской элиты. Уже сами по себе «личные» санкции против российских бизнесменов являются актом отчаяния и признанием того, что санкционный потенциал, так и не «порвавший экономику России в клочья», практически исчерпан. Осталось, как говаривал популярный кинокомик, только мелочь по карманам тырить.
Поскольку США решили бить санкциями всех одновременно, они собственноручно создали почву для консолидации недавних противников. Безусловно, часть европейского бизнеса и российских олигархов подчинится санкциям. Но часть консолидируется для защиты своих интересов. Активы российских олигархов далеко не всегда являются активами государства России и промышленных гигантов, потому ущерб российской экономике будет намного меньше, чем планировали в Конгрессе.
Как и в случае с более ранними санкциями, новые ограничительные меры США могут послужить увеличению экономического суверенитета России, повышению ее автаркии и национализации предприятий «раскулаченных» олигархов. Еще один однозначно позитивный эффект – возможность избавиться от компрадорского капитала. Как говорится, не рой другому яму, чтобы он не использовал ее как окоп. А способность использовать создаваемые ей извне проблемы себе на пользу Россия уже доказала.