В сентябре 2017-го, выступая с посланием к украинскому парламенту, президент П. Порошенко сформулировал очередную стратегию Киева по сближению с ЕС и НАТО. По его словам, Украина через секторальное интегрирование будет приближаться к критериям Евросоюза. Таким же методом секторального объединения страна «держит курс на вхождение в НАТО». «Вместе с североатлантическими партнерами мы обустраиваем украинскую армию. Стандартов НАТО Украина достигнет к 2020 г. По сути, не имея формального плана по достижению членства, мы выполняем его в одностороннем порядке. Курс на НАТО необратим, нужно выбрать оптимальный маршрут, средства передвижения и скорость», – заявил тогда глава киевского режима.
Насколько реальны планы вступления в НАТО и переход на пресловутые стандарты альянса армии и ОПК? Украина начала интегрироваться в натовские структуры не вчера, а практически с момента обретения пресловутой «незалежности». Правда, тема вступления в альянс всегда вызывали бурю негодований в обществе. В. Янукович в 2013 г. даже подписал закон «Об основах внутренней и внешней политики», который официально закреплял внеблоковый статус Украины и её отказ от интеграции в блок НАТО.
Открыто провозглашать курс в альянс могли только откровенно русофобские и марионеточные правители, пришедшие к власти на волне госпереворотов 2004 и 2014 годов. С установлением нынешнего националистического режима в Киеве все важные решения стали согласовываться с Госдепом. Американцы превратили подконтрольную им часть Украины в зону геополитического противостояния с Россией. Тема НАТО при этом из политической перешла в реальную плоскость.
До этого коррумпированная элита «незалежной» на теме НАТО зарабатывала себе политический капитал, регулярно получая от западных покровителей энную суму откупных для проведения различного рода мероприятий. До реальных дел, за исключением совместных учений и обработки общественного мнения, никогда не доходило. Теперь же вопрос реформирования силовых структур и ОПК американцы взяли под личный контроль.
В первую очередь это касается реформирования структуры Минобороны (к концу 2018 г.), Генштаба и ВСУ в целом (к 2020 г.). Согласно открытым источникам, консультативную помощь в этом украинским военным оказывает 61 иностранный советник от 13 стран-членов НАТО, в т.ч. от США – 35. Кроме этого, военнослужащих, в первую очередь участников карательной операции в Донбассе, постоянно обучают иностранные инструкторы, а ряд ведущих военных учебных заведений страны ввели в свои программы обучения спецкурс НАТО «Совершенствование военного образования».
Яркий пример в этом отношении – нынешний Харьков, который стал в геополитическом плане идеальным местом для создания в будущем зоны напряженности с Россией. До российской границы здесь рукой подать. Да и до Москвы – всего 740 км. Регион задействовали на полную мощь в энергетических войнах с Россией и сделали главной тыловой базой карателей. Логичным стало усиление присутствия здесь американцев. По линии НАТО стали окучивать легендарный Харьковский национальный университет воздушных сил им. И. Кожедуба. По сути, он стал здесь опорной базой для подготовки офицерских кадров по пресловутым натовским стандартам для ВСУ. И так – по всей Украине.
Одной из баз стала территория военного городка Центрального международного центра миротворчества и безопасности Академии сухопутных войск им. гетмана П. Сагайдачного (т.н. Яворовский военный полигон). С 2014 г. здесь стали проходить регулярные совместные учения украинских военнослужащих с натовцами. В частности – ежегодные тактические учения Rapid Trident («Быстрый трезубец»). При этом если в 2014-м в учениях принимали участие около 1200 военнослужащих из 15 стран мира, то в 2017-м их было уже около 2500. Последний раз, помимо Украины и США, к Rapid Trident привлекались военнослужащие Грузии, Эстонии, Латвии, Литвы, Молдовы, Польши, Турции и других стран – потенциальных участников создания Балточерноморской дуги.
Помимо совместных учений с весны 2015 г. на Яворском полигоне начала работать американская программа подготовки украинских военных JMTG-U (Объединенная многонациональная тренировочная группа – Украина). В нее входят военные инструкторы армий США, Канады, Великобритании, Дании, Литвы и Польши. В рамках операции «Бесстрашный защитник» американцы начали обучение первого потока солдат ВСУ – преимущественно участников карательной операции в Донбассе. Для этого туда прибыли 290 десантников 173-й бригады ВВС США.
Согласно программе JMTG-U, США и её сателлиты до 2020 г. должны готовить до пяти батальонов ВСУ в год. Правда, по данным временно исполняющего обязанности начальника Главного управления подготовки ВСУ полковника И. Подоляна, по состоянию на ноябрь 2017 г. в рамках программы было подготовлено только восемь батальонов и одна рота. Американские военные учат украинских коллег ведению тактического боя, индивидуальной подготовке, работе штабов и тактической медицине. Американцы занялись и модернизацией самого Яворовского полигона.
Также с августа 2015 г. началось обучение младшего офицерского состава ВСУ канадскими инструкторами. За это время в рамках операции «Объединитель» они подготовили 6 тысяч украинских солдат. По словам министра обороны этой страны Харджита Сингха Саджана, мандат канадской миссии весной прошлого года решили продлить до марта 2019 г.
Кстати, именно по результатам 2015 г. американцы решили расширить подготовку украинских военнослужащих. Как заявил по этому поводу командующий Сухопутными войсками США в Европе генерал-лейтенант Фредерик Бен Ходжес, «подобные тренировки также полезны тем, что американские военные учатся у армии Украины, так как сами они никогда не вступали в боевые столкновения с армией России».
В ноябре прошлого года состоялась третья ротация американских военных инструкторов по программе JMTG-U. 45-я пехотная бригада ВС США из штата Оклахома, которая 10 месяцев обучала украинских солдат, передала свои полномочия вновь прибывшим военным инструкторам из Нью-Йорка – бойцам 27-й пехотной бригады ВС США.
По словам вышеупомянутого И. Подоляна, свою эффективность показали также курсы индивидуальной подготовки с личным составом механизированной бригады под руководством инструкторов тренировочной миссии «Орбитал» Великобритании. «В 2018 году запланировано проведение таких курсов в трех бригадах ВСУ», – утверждает он. По его словам, сейчас внедряется система подготовки инструкторов в учебных центрах для обеспечения потребностей сил обороны, что соответствует стандартам НАТО. В 2017 г. было подготовлено 136 инструкторов.
С осени 2014-го возобновились регулярные военно-морские учения Sea Breeze. Учения стали проходить у юго-западного побережья Украины в связи с возвратом Крыма в состав России, и уже этим приобрели важное геополитическое значение. Если в 2015-м в них принимали участие около 2,5 тыс. военных, то в 2017-м их было почти 3,5 тыс. Последний раз эти военно-морские учения отмечали свой 20-летний юбилей. По данным Минобороны Украины, маневры состоялись при участии представителей 16 стран, к ним привлекались около 30 кораблей, катеров и судов, 22 единицы авиационной техники, около 100 единиц автомобильной и бронетанковой техники. К слову, в рамках этих учений бойцы 1-го Военно-морского мобильного строительного батальона ВМС США стали возводить на новой базе ВМС Украины в Очакове, расположенной в 150 км от Крыма, военно-морской оперативный центр, предназначенный для общевойсковых и морских учений.
В целом же по итогам прошедшего года на территории Украины прошло три многонациональных учения, в которых приняли участие примерно 7,5 тыс. военных из иностранных государств и 12,5 тыс. военнослужащих ВСУ.
К этому следует добавить, что с января 2016 г. существует совместная литовско-польско-украинская бригада LITPOLUKRBRIG. По аналогии с ней планируется создание подразделений с Румынией и Болгарией.