Президент России объявил 4 ноября об успешных испытаниях новых носителей ядерного оружия – стратегической крылатой ракеты неограниченной дальности с ядерным двигателем «Буревестник» и беспилотного подводного аппарата «Посейдон». В День народного единства Владимир Путин отметил в Кремле разработчиков стратегического вооружения, вручив государственные награды командам, создавшим «Буревестник» и «Посейдон». Он особо подчеркнул в своем выступлении следующие моменты.
- «Буревестник» и «Посейдон» создали «огромный задел для будущего» в оборонке и гражданских технологиях, разработка этих проектов имеет историческое значение на весь XXI век.
- По дальности полета «Буревестник» превзошел все известные в мире ракетные системы, будущие ракеты на ядерной установке будут и сверхзвуковыми, новые поколения вооружений уже разрабатываются на базе ядерной установки, как у «Буревестника».
- Технологии «Буревестника» и «Посейдона» помогут при создании перспективной станции на Луне, новые принципы работы «Посейдона» дадут импульс развитию технологий, которые можно использовать на шельфе в Арктике.
- В «Буревестнике» и «Посейдоне» используются только отечественные материалы, их электронно-компонентную базу можно использовать для создания новых компьютеров и систем связи, малые габариты ядерных установок, как в «Буревестнике», помогут при добыче полезных ископаемых в сложных районах.
- Россия никому не угрожает, но анонсированно развивает свой ядерный потенциал и уже приступила к серийному выпуску системы «Орешник», а системы с ракетой «Сармат» будут поставлены на боевое дежурство в следующем году.
Стоит отметить, что за полетом «Буревестника» наблюдали западные разведслужбы. Как сообщил российский лидер, «в зоне и во время проведения испытаний «Буревестника» 21 октября постоянно находился натовский разведывательный корабль. Мы не мешали его работе. Пусть посмотрят».
Показательно также, что испытание ракеты «Буревестник» осуществлялось в полном соответствии с международными обязательствами. Как заявил замруководителя делегации РФ Константин Воронцов в ходе заседания Первого комитета Генеральной Ассамблеи ООН, «хотели бы также напомнить делегатам США, что данное испытание осуществлялось в полном соответствии с нашими международными обязательствами».
На церемонии в Кремле В. Путин сообщил также о проведении испытания беспилотного подводного аппарата, оснащённого ядерной энергоустановкой и несущего ядерный боезаряд, обладающего неограниченной дальностью или, чуть проще говоря, подводного безэкипажного аппарата «Посейдон» еще в конце октября. Тогда же зам госсекретаря Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев сообщил, что «Посейдон» может рассматриваться как оружие Судного дня и написал в соцмедиа: «Поздравляю всех друзей России (и особенно – имбецила министра обороны Бельгии) с успешным испытанием».
Подводный аппарат «Посейдон» оснащен ядерной энергетической установкой, уникален по скорости и глубине движения, его нельзя перехватить. Мощность «Посейдона» значительно превышает мощность ракеты «Сармат». «США и их союзники создали системы перехвата ядерного оружия, ограничивая возможности России по ответному удару. «Посейдон» обходит эту оборону, полностью скрываясь под водой, чтобы нанести сокрушительный ответный удар, это считается оружием Судного дня», — говорится в сюжете с описанием возможностей этих средств поражения, который вышел 9 ноября в программе Д. Киселева «Вести недели».
Авторы сюжета в буквальном смысле наглядно продемонстрировали, что в случае войны с американцами и НАТО у тех нет шансов выстоять против «не имеющего аналогов» оружия.
США отреагировали на испытания «Буревестника» и «Посейдона» неадекватным решением о проведении своих ядерных испытаний и уже провели пуск стратегической ракеты, способной нести ядерный заряд. Соответствующее решение американского президента Д. Трампа, по мнению аналитиков, не выглядит пропорциональным, т. к. практического смысла в полноразмерных проверках нет никакого, и поэтому такой ответ может быть исключительно символическим.
То, почему сейчас надобность в подобных испытаниях отсутствует, эксперты агрументируют следующим образом: имеется несколько возможностей, практически полностью закрывающих любые вопросы, связанные с исследованиями зарядов – компьютерное моделирование, субкритические испытания, гидродинамические испытания. Даже в случае создания новых поколений ядерного оружия (маломощное, сверхкомпактное или термоядерное с новыми материалами) физика взрывов остается той же самой, поэтому достаточно проведения модельных тестов.
Например, в США для этого используется программа Stockpile Stewardship. Российские/советские системы моделирования в публичном пространстве не представлены, имеются лишь сообщения о системах математического моделирования и инженерного анализа (например, платформа Логос, хотя это, скорее, национальная среда для размещения отечественного ПО). Тем не менее сомнений в их существовании и наличии нет. Есть информация о наличии таких систем в Великобритании, Франции, по Китаю имеются только косвенные данные (подтверждена AI-система для верификации боеголовок, что свидетельствует о наличии вычислительного аппарата и экспериментов в ядерной сфере).
Математическое моделирование процессов позволяет охватывать весь комплекс вопросов: гидродинамика, теплообмен, нейтронная физика, материалы. Модели проходят валидацию на уже имеющихся экспериментальных данных, которые позволяют предсказывать поведение устройства при детонации и старении компонентов. Для проведения тестов на сжимаемость или динамику материалов проводятся субкритические тесты (которые не приводят к зарождению самоподдерживающейся цепной реакции). При проведении гидродинамических исследований делящийся материал заменяется имитаторами, на которых изучается сжатие и симметрия заряда при детонации.
Как следствие, сегодня нет необходимости в проведении полноценных испытаний, а практически все задачи, возникающие при разработке и эксплуатации ядерного и термоядерного оружия, решаются иными методами, не требующими полноценных ядерных взрывов. В этом смысле решение Трампа пока остается неясным: если будут проведены субкритические опыты (то есть не связанные с подрывом ядерного боеприпаса), то ничего не изменится, об этом можно было бы даже не заявлять на столь высоком уровне.
Тем не менее аналитики констатируют, что разрушение системы ядерной безопасности, формировавшейся в предыдущие десятилетия, идет полным ходом. Из-за бездумных действий Вашингтона и глобальная, и региональная безопасность уменьшается, риски же наоборот растут все стремительнее.
В этом контексте всего лишь одно 15-часовое испытание российской ракеты «Буревестник» – крылатой ракеты, которая, по словам кремлёвского лидера, работает на ядерной энергии и может нести ядерную боеголовку, показывает слишком горячим головам на Западе: эта ракета, не имеющая явных ограничений по дальности, предназначена для снижения вышеописанных рисков и преодоления именно западных систем ПВО.
В связи с вышесказанным эксперты The Spectator, включая даже такого прожжённого циника и русофоба, как британский специалист по России и обозреватель этого издания Оуэн Мэтьюз, уже с тревогой обращают внимание своих хозяев и читателей на то, что «американская система ПВО "Золотой купол" не смогла бы перехватить "Буревестник"».
Кремль же считает, что «Буревестник» и испытанный одновременно с ним «Посейдон» наглядно демонстрируют возможности российского ВПК, и, что ещё важнее, их запуск служит недвусмысленным сигналом миру о том, что с Россией как ядерной державой не стоит шутить.






