Какими путями сближаются Иран и ЕАЭС - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Какими путями сближаются Иран и ЕАЭС

На весьма неоднозначном информационном поле декабря 2023 г. немногие СМИ обратили внимание на одно из важнейших предстоящих событий в сфере экономической интеграции. 25 декабря в северной столице России Санкт-Петербурге запланировано подписание соглашения о свободной торговле (FTA) между Ираном и государствами-членами Евразийского экономического союза.

Евразийское объединение и Исламская Республика всего за четыре года проделали тот путь к глубокому, насколько это возможно в современных условиях, взаимодействию в сферах экономики и торговли, на который у других уходили десятилетия. К такому выводу можно прийти не только по выступлениям первых лиц, не только по итогам встречи лидеров Ирана и России, ведущего из членов ЕАЭС, но и, например, по результатам завершившейся на днях 6-й Выставки экспортного потенциала ИРИ.  

Выступая на пресс-конференции, приуроченной к выставке, заместитель министра иностранных дел Ирана по экономической дипломатии Мехди Сафари не только заявил о предстоящем подписании соглашения, которое можно назвать началом перехода взаимоотношений Ирана со странами на иной уровень. Фактически будет максимально расширена сфера действия известного соглашения о преференциальной торговле, которое было подписано в 2018 году и вступило в силу 27 октября 2019 года. Напомним, что согласно этому соглашению вплоть до настоящего времени льготным тарифам подлежали около 862 товарных позиций. Нет сомнений, что в рамках соглашения о ЗСТ данный список будет очень существенно расширен.

В настоящее время обороты взаимной торговли Ирана со странами-членами ЕАЭС растут такими темпами, которые, заметно опережая правовую базу, буквально требуют её оперативного обновления. Так, только за первые восемь месяцев текущего иранского календарного года (21 марта – 21 ноября) стоимость иранского экспорта   в страны ЕАЭС выросла более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные приводит комитет по международным отношениям и развитию торговли Палаты промышленности, горнодобывающей промышленности и торговли ИРИ.

Открытие ЗСТ ЕАЭС с Ираном многие готовы расценивать как первый шаг к присоединению Исламской Республики к экономическому объединению пяти бывших советских республик. Однако при трезвом взгляде на перспективы сотрудничества Иран–ЕАЭС нельзя не признать такую оценку стремлением выдать желаемое за действительность. Дело прежде всего в том, что объективные обстоятельства не позволяют и ещё долго не позволят тому же Ирану сделать полноценный разворот на север. При растущих оборотах торговли и других видов сотрудничества Ирана с Россией и её партнёрами по ЕАЭС в иранской экономике традиционно преобладает вектор восточный, больше ориентированный на соседние страны. Отнюдь не случайно параллельно с расширением сотрудничества с ЕАЭС отмечается сближение Ирана с Саудовской Аравией и дружественными ей государствами.

К тому же высокий экспортный потенциал Ирана, накопленный за годы нахождения страны под западными санкциями, может оказаться под угрозой в случае открытия рынка страны для товаров из стран ЕАЭС, в первую очередь, разумеется, из России. Помимо этого, полной интеграции Ирана с евразийской экономикой вряд ли способствует недостаточно развитая к настоящему времени инфраструктура по маршруту «Север-Юг». Затянувшееся на много лет решение по железной дороге Решт–Астара – это одно из немногих, но едва ли не самое показательное обстоятельство в плане обеспечения вхождения Ирана в ЕАЭС.

       

Уже в настоящее время транспортные и логистические мощности в Иране и на южном фланге ЕАЭС испытывают немалые сложности в связи с необходимостью обслуживать растущий товарообмен. И это при том, что львиная доля экспорта и импорта между Ираном и странами ЕАЭС приходится на сельскохозяйственную, пищевую и животноводческую продукцию. Товары такого рода составляют более 84% весового и не меньше 71% стоимости иранского импорта из ЕАЭС. В составе экспорта ИРИ в Союз их доля ниже – 20% по весу и 39% по стоимости.

Нельзя не признать, что в дальнейшем без реализации целого ряда масштабных инфраструктурных проектов перспективы более глубокой интеграции Ирана с ЕАЭС и вовсе окажутся под вопросом. Это тем более важно, так как в Тегеране уже не раз давали понять, что для него едва ли не главным приоритетом во внешней торговле является экспорт технических и инжиниринговых услуг. Конечно, с экспортом нефти и нефтепродуктов по объёмам и стоимости не может пока сравниться никакая из отраслей иранской экономики, но это не значит, что так будет всегда.

В настоящее время перед страной встала задача масштабного реформирования экономических структур, чтобы они соответствовали задачам расширения внешней торговли в условиях всё более реального снятия санкций, а также интеграции или как минимум сближения с такими интеграционными структурами, как БРИКС и ЕАЭС. На это, а также на необходимость устранения дисбалансов и на то, что Ирану предстоит играть «совершенно новую роль на международной арене», 11 декабря обратил особое внимание президент Исламской Республики Эбрагим Раиси.

Непросто объяснить, о каком из объединений, в партнёрстве с которыми заинтересован Иран, шла речь, когда президент этой страны отметил, что посчитал справедливость в сфере экономики и распределения богатства главной целью и программой экономических преобразований. По словам Э. Раиси, «прогресс является неизбежной необходимостью, но к нему необходимо стремиться в свете справедливости. Сегодня существует множество обществ, хотя они и индустриализированы, но в них нет справедливости».

Характерно, что, приглашая Иран, в Евразийском союзе предлагали опираться в основном на собственный опыт интеграции, а также на взаимоотношения с торговым блоком Южной Америки Меркосур. В настоящий момент они развиваются опережающими темпами, а среди приоритетов южноамериканской организации особо выделяется процесс согласования договора о свободной торговле с Евросоюзом. В то же время в Тегеране ориентируются на свой весьма богатый и ни с чем не сравнимый опыт внешней торговли в условиях нахождения страны под санкциями, а также, к примеру, на немалые успехи в своих взаимоотношениях с Индией. 

Эту страну не так давно посетил секретарь Высшего совета свободных зон Ирана Ходжатолла Абдолмалеки. Примечательно, что в ходе обсуждения направлений и принципов активизации сотрудничества между двумя странами в свободных зонах Исламской Республики были проведены переговоры с представителями одной из крупнейших сталелитейных компаний Индии. Последняя не скрывает своей заинтересованности в инвестициях в свободные зоны Ирана.

Стимулами к активному сотрудничеству с СЭЗ Ирана надо считать низкие производственные затраты и простоту ведения бизнеса, импорта и экспорта. Кроме того, индийский бизнес привлекает географическая близость Ирана, богатого не только ресурсами, но и современными технологиями, где индийские компании задействованы пока незначительно. В совокупности с подходящей инфраструктурой, которой обеспечены СЭЗ Ирана, в том числе такая, как Чабахар, индийские компании отнюдь не случайно выражают заинтересованность в инвестировании в производство перерабатывающей стальной продукции.

Ради полноты картины и трезвой оценки перспектив сотрудничества Ирана и ЕАЭС приведём некоторые данные статистики. За упомянутые выше восемь месяцев текущего иранского года Исламская Республика экспортировала членам Евразийского союза 2,778 млн тонн товаров на сумму 1,074 млрд долларов. По данным иранского министерства торговли, она импортировала из стран ЕАЭС 2,39 млн тонн ненефтяных товаров на сумму 1,27 млрд долларов. Это на 22% больше по общему весу и на 10% по стоимости в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При этом Иран и пять членов ЕАЭС обменяли 5,168 млн тонн товаров на сумму 2,344 млрд долларов, зафиксировав рост веса на 33,5% и рост стоимости на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1147
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика