Подсолнух – это еще цветочки: в КР пытаются перерисовать государственный флаг - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 19.05.2024 |

Подсолнух – это еще цветочки: в КР пытаются перерисовать государственный флаг

Принятый киргизскими парламентариями в первом чтении законопроект, разработанный спикером Жогорку Кенеша Нурланом Шакиевым и депутатом Уланом Примовым, «О внесении изменений в Закон КР «О государственных символах Кыргызской Республики», предусматривающий ребрендинг национального флага, свидетельствует о том, что более насущных проблем в конце года в республике нет. Но даже если они есть, то новый дизайн поможет их решить.

Такая мысль прозвучала из уст лидера страны в интервью киргизскому национальному информационному агентству «Кабар». «До этого в обществе активно бытовало мнение, что наш (киргизский. – О.Б.) флаг похож на подсолнух, – заявил Садыр Жапаров, – и на этом фоне страна не может встать с колен. <…> Если, даст Бог, этот вариант пройдет, то отныне мы не будем зависимыми. Впредь будет так, будто солнце светит нам и улыбается. Я далек от каких-либо поверий и суеверий. Но все же мы должны надеяться, что отныне будем развитой и самостоятельной страной».

Проблема состоит в том, что вызвавший переполох в высших эшелонах власти «подсолнух» – изображенный на флаге солнечный диск с тундуком внутри (световым окном, венчающим киргизское жилище – юрту) и с 40 равномерно расходящимися волнообразными лучами золотистого цвета, символизирующими 40 племен, составивших киргизскую нацию, означает в киргизском языке не только цветок семейства астровых, но и «зависимость». Возникновение этого смысла объясняется движением молодых подсолнечников в течение светового дня вслед за Солнцем с востока на запад, а ночью обратно, чтобы с утра снова встречать солнечный свет.

Однако, по мнению искусствоведа и художника Алтын Капаловой, волнистые лучи – всего лишь технический способ передать динамику, происходившую в киргизском обществе в 1992 году, когда люди всем сердцем чувствовали перемены и в тревожное, сложное время верили в будущее Киргизстана. «Тут я не могу не сделать отсылку к народным кыргызским узорам, которые наши бабушки и прабабушки витиевато вышивали на ткани, создавали из войлока, вплетали в циновки из камыша, чия, – рассказывает она. – Другая смысловая отсылка – это солнечный человек из петроглифов Саймалы-Таш. Кыргызстан – солнечная страна, на территории которой на протяжении тысячелетий проживали люди, племена, народности, создавая искусство, которое теперь является нашим культурно-историческим наследием».

 «Устранить неоднозначное трактование значения изображения флага», считают законотворцы, позволит изменение формы лучей на прямые, четко напоминающие лучи солнца – такие, какими они были первоначально задуманы авторским коллективом художников в 1992 году Э. Айдарбековым, Б. Жайчыбековым, С. Иптаровым, Ж. Матаевым, М. Сыдыковым. «Мы возвращаемся к изначальной версии, – рассказал Жусуп Матаев. – Тогда 350 депутатов и созданная комиссия вели обсуждения, и лучи в конце стали волнообразными». Решение это было якобы связано с шедшей войной на Кавказе и стремлением на этом фоне показать, что «у кыргызов характер мягкий».

Вот только представленное в справке-обосновании к законопроекту изображение солнца стало напоминать «верблюжью колючку» – символ бесплодной пустыни, и киргизский стяг был отправлен на доработку. В последней вариации, пришедшейся по вкусу президенту страны и кабинету министров, лучи превратились в шипы. Также в изображенный на флаге тундук был добавлен четвертый прут (чамгарак). По словам Шакиева, «четверо прутьев в тундуке были на юртах богатых кыргызов, а трое – у бедняков».        

Символико-исторический контекст, безусловно важен, считает дизайнер и арт-директор студии MOZGAMI Branding Agency Кадыр Батырканов, однако стоит учитывать технические нюансы, а они таковы: добавленная к тундуку палочка сделала силуэт более тонким, создав вероятность, что он не пропечатается при нанесении на мелкие объекты – печати, значки и т. д. Это говорит о том, что над дизайном государственного символа трудился как минимум ремесленник, но не профессиональный дизайнер.  

Что касается ассоциаций, связанных с новым образом, то их возникает еще больше, и все они, как правило, негативные (БДСМ-игрушки, сосульки на крышах домов, колючая проволока), потому как на изображении – острые предметы. К примеру, депутату Дастану Бекешеву центральный элемент флага, предложенный авторами законопроекта, напомнил морского ежа, а вариант, доработанный с участием президента, хоть и выглядит, по его мнению, более эстетично, но похож на колесо с сорока шипами или «40 сперматозоидов, атакующих яйцеклетку». В ассоциативном ряду депутата парламента Акбокон Таштанбекова возникли образы звезды воров в законе и звезды Давида. Так что померещившийся кому-то подсолнух по сравнению с ними – цветочки в прямом и переносном смысле.

Также в новом варианте проигнорированы семантические ассоциации: если в существующем образе лучи, символизирующие киргизские племена, представляют одно целое, то в новом варианте они разъединены, подчеркивая факт существования в киргизском обществе трайбализма и непрекращающегося противостояния севера и юга.

И вообще менять флаг без веских на то оснований, считают специалисты, неправильно с точки зрения брендинга.  К этому должны привести какие-то качественные изменения в стране: например, присоединение штата, как в США, смена государственного строя, как в Испании, или хотя бы победа над смогом, разъедающим легкие бишкекчан. А нынешняя инициатива, по мнению киргизского историка Табылды Акерова, – не более чем попытка властей «скрыть свои недочеты, ошибки, которые были допущены за три года». «Прошло три года, – подчеркивает ученый, – однако до стабилизации экономики далеко, цены растут и кусаются, народ против контрольно-кассовых машин. Некоторые проекты не начаты, а те, что начаты, не завершены. Однако, несмотря на это, власти пытаются показать, что все это не такие уж серьезные проблемы и нет необходимости лишний раз беспокоиться».

Стоит отметить, что ранее в Киргизстане неоднократно предпринимались попытки перерисовать государственный флаг как минимум пять раз и, как правило, в критические моменты истории, когда необходимо было объяснить причину государственных неудач. После Дынной и Тюльпановой революций 2005 и 2010 года в высших эшелонах власти заговорили о «дурном знаке» – изображенных на флаге лучах солнца, напоминающих пламя, сжигающее тундук – символ отчизны. Также «источником кровопролитий и переворотов» был назван цвет флага – красный. В качестве альтернативного колора был предложен светло-синий, олицетворяющий мир, чистоту, вечность, истину и благородство. Однако выяснилось, что на юге республики синий цвет является траурным. «Вдова покрывает себе голову синим или белым платком... Через лоб он повязан, например, черной лентой», – писал в своей книге «Из обрядовой жизни киргизов XX века» российский путешественник Федор Фиельструп.

Звучала также инициатива сделать государственный флаг трехцветным – сине-бело-красным, в соответствии с цветами, обозначавшими левое, правое и срединное крыло киргизов, и даже четырехцветным – черно-зелено-бело-оранжевым. Последний вариант в 2009 году предложил один из кандидатов в президенты страны врач-нарколог Женишбек Назаралиев. Черный, по его задумке, должен был напоминать киргизскому народу о черном периоде в его истории, начавшемся «более 1000 лет тому назад, когда Великая кыргызская империя была вырезана, разрушена, уничтожена объединенными китайскими и тюркскими войсками» и длящемся по сей день. Зеленый символизировал бы исповедуемый киргизами ислам, белый – свободу и независимость, оранжевый цвет – светлое будущее, цвет солнца, созидания, благополучия и счастья.

Но ни одна из ранее предпринятых попыток не вызывала такого общественного резонанса, как в этот раз. Пользователи соцсетей атакуют Instagram-аккаунт Садыра Жапарова. Организован онлайн-флешмоб с призывами «Не трогайте мой флаг!», «Не меняйте флаг!», «Руки прочь от флага!», а на сайте Change.org размещена петиция «Сохраните флаг Кыргызстана без изменений!», собравшая 5500 подписей. Проголосовавшие против законопроекта парламентарии и гражданские активисты призвали президента вынести этот вопрос на референдум и прислушаться к мнению народа. С ними солидарен один из авторов действующего флага Бекбосун Джайчыбеков, мнения которого никто не спросил, как и не оформил за 31 год его авторские права.

Однако итогом этой борьбы пока стал лишь арест 7 декабря текущего года подозреваемого в «призывах к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам» активиста Афтандила Жоробекова, планировавшего провести протестный митинг, и заявление государственного секретаря Суйунбека Касмамбетова о том, что «дискуссия, которая развернулась в обществе, заставляет задуматься».

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1186
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика