О круизном судоходстве на Каспийском море говорят не первый год. В случае его запуска участники новых туристических маршрутов могут побывать в прибрежных городах России, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана (а в перспективе и Ирана). Выгоды от запуска таких круизов, как говорят власти стран прикаспийской пятерки, почувствуют все принимающие регионы.
«Каспийская акватория является одной из немногих в мире, где в настоящее время нет круизов… С учетом особенностей профиля мирового потребителя круизного туристского продукта развитие круизов на Каспийском море является возможностью предложить на глобальном рынке уникальный тип круизного продукта: совмещенный морской круиз по Каспийскому морю и речной – по реке Волге. Развитие круизного туризма на Каспийском море позволит стимулировать рост круизов в низовьях реки Волги, обеспечив новые возможности для роста туристского потока в Прикаспийском регионе», – говорится в проекте госпрограммы «Развитие туризма», разработанной Минстроем РФ и корпорацией «Туризм.РФ».
Каспий «покорится» Петру Великому
Первые пробный тур по маршруту Астрахань–Актау был совершен на теплоходе «Мария Ермолова» еще в 2007 году. Но торжественного открытия круизного судоходства тогда так и не состоялось. Теплоходу на тот момент уже было 33 года, солидный возраст для круизного судна. Было решено дождаться спуска на воду новейшего лайнера, созданного специально для каспийской акватории.
Им станет лайнер «Петр Великий», строительство которого началось на производственной площадке судостроительного завода «Лотос» в Астрахани в 2016 году. Всего на лайнере, который будет соответствовать уровню пятизвездочного отеля, 155 кают на 310 мест. Обслуживать туристов будет персонал из 90 сотрудников, в том числе члены экипажа. На судне будут работать рестораны, спа-салоны, обзорные салоны, двухуровневые солнечные палубы, тренажерные залы, бассейн и сауна.
Строительство «Петра Великого» завершилось в августе этого года. 29 августа круизный лайнер впервые вышел «в свет» – он покинул территорию судостроительной верфи «Лотос», прошел по Волге до Астрахани. Сейчас проходят финальные ходовые испытания на реке и море. Тестовый режим продлится до декабря 2023 года.
Запустить судно в эксплуатацию планируется уже в следующем году. «Петр Великий» будет следовать по Волге, Каспийскому, Азовскому и Черному морям с заходом в Актау (Казахстан), Туркменбаши (Туркменистан), Баку (Азербайджан) и Махачкалу (Россия).
Лайнер «Петр Великий» примет на борт первых путешественников уже в 2024 г.
Мангистауская область – надежда пляжного туризма Казахстана
Туристические планы на Каспий у всех заинтересованных сторон обширные. По словам губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина, партнеры из Ирана, Туркменистана и Казахстана уже готовы рассмотреть и новые круизные маршруты.
Посол Казахстана в России Даурен Абаев во время своей сентябрьской поездки в Астраханскую область в очередной раз подтвердил заинтересованность республики в развитии круизного туризма на Каспийском море. «Это достаточно интересный проект, он будет пользоваться интересом в силу того, что на Каспийском море находятся разные города, и они все уникальны - Баку, Актау, Дербент, Махачкала, Астрахань. Это разные города с разной культурой, с разными потенциалами, историей», – сказал глава дипмиссии.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев еще в ноябре 2022 года предлагал развивать международные проекты на Каспийском море, в том числе круизный туризм. «Главным конкурентным преимуществом Мангистау является побережье Каспийского моря, которое позволяет продвигать пляжный туризм. Завершается реализация проекта по инфраструктурному развитию «теплого пляжа» в Актау. Правительству необходимо рассмотреть возможность финансирования инвестиционных проектов в сфере туризма», – сказал тогда Токаев. Нельзя не согласиться с ним в утверждении, что развитие туризма в регионе откроет возможности в кратчайшие сроки создать рабочие места, привлечь инвестиции и модернизировать инфраструктуру.
В Мангистауской области реализована «Дорожная карта» по развитию туристического потенциала, и в первую очередь пляжного туризма. Центром притяжения здесь является зона «Кендерли». При этом большие надежды возлагаются на проект пляжного туризма «Ащисор». Эти объекты вошли в топ-10 и топ-50 туристических мест Казахстана. Прикаспийские области страны также обладают высоким потенциалом этнокультурного и паломнического туризма. Наибольший интерес в этом направлении представляют сакральные места — некрополи Бекет-ата и Шопан-ата.
К слову, Мангистаускую область в 2022 году посетили более 310 тысяч туристов из-за рубежа и других регионов страны. Это на 6% больше, чем в предыдущем году. Объем оказанных услуг в сфере туризма в регионе составил 11,5 млрд тенге.
Одних судов для круизов мало
Специалисты в области туризма отмечают, что для полноценного развития круизных путешествий наличия судов недостаточно, тут необходим системный подход. Среди основных факторов, влияющих на развитие круизного туризма, выделяются следующие составляющие: инфраструктурная обеспеченность территории, концентрация объектов туристского интереса, маркетинговые мероприятия, уровень доходов населения.
Кроме того, успешное развитие круизного туризма на Каспийском море требует взаимодействия и сотрудничества всех стран бассейна. Основой такого сотрудничества, по признанию экспертов, должно стать многостороннее соглашение между пятью прикаспийскими государствами, регулирующее вопросы межгосударственного взаимодействия в сфере организации и поддержки развития круизного туризма в регионе, а также организации сотрудничества между компетентными органами прикаспийских государств.
Председатель комитета российской ассоциации «Турпомощь» по визовым вопросам и взаимодействию с посольствами и консульствами иностранных государств Александр Сирченко уверен, что трансграничные маршруты будут активно развиваться в ближайшее время. Об этом он рассказал во время туристического форума, который прошел в казахстанском городе Актау в середине сентября. «Перспективы хорошие, особенно там, где нет искусственно возведенных другими странами препятствий по ограничению перевозок, использованию карт и т. д. Мы должны делать ставку именно на такие маршруты», – заключил он.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram