ХХХ День белорусской письменности в Городке - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 19.07.2024 |

ХХХ День белорусской письменности в Городке

В Городке (белорусский райцентр, расположенный в 35 километрах к северу от Витебска) прошёл юбилейный ХХХ День белорусской письменности. В основном это мероприятие проводится в городах среднего и малого уровня, становится значимым событием для принимающего города и позволяет знакомить всех жителей Белоруссии с теми или иными малыми городами.

Первый такой праздник прошёл 28 августа 1994 года в древнем Полоцке, а 26 марта 1998 года появился указ А.Г. Лукашенко, которым было установлено, что День белорусской письменности включён в число праздников, праздничных и памятных дат в Республике Беларусь и должен отмечаться в первое воскресенье сентября.

Городок выбрали по нескольким причинам. Во-первых, он близок к Витебску и логистически удобен, в том числе для гостей из России, коих было немало, а во-вторых, Городокщина считается родиной Константина Вереницына, автора поэмы XIX века «Тарас на Парнасе», написанной живым белорусским языком. Долгое время считалось, что автор поэмы неизвестен, так как она дошла до наших дней в анонимном варианте.

Исследования филолога Геннадия Киселёва, основанные на данных белорусской эмиграции, помогли выйти на Константина Васильевича Вереницына, её предполагаемого автора. Одна из обнаруженных рукописей Вереницына была датирована датой 15 апреля 1855 года, и там же указано место написание – г. Городок, хотя многие считали, что она написана в Петербурге. Чтобы не погружаться глубже, отмечу, что сейчас авторство Вереницына считается доказанным в кругу большинства учёных, но есть и сомневающиеся, которых, впрочем, гораздо меньше. Сомнения эти базируются на том, что в 1889 году «Тарас на Парнасе» был опубликован, потом расходился в списках, приписывался разным авторам, но Вереницын при жизни ни разу не отреагировал на то, что его авторство приписывалось другим или не указывалось. Возможно, просто не считал это серьёзной темой для чиновника своего уровня и не хотел, чтобы поэму, написанную в молодости, связывали с его именем.

Константин Вереницын служил в Петербурге в министерстве путей сообщения, стал статским советником канцелярии министерства, умер в 1903 году и был похоронен на Митрофаниевском кладбище в российской столице, которое до нашего времени не сохранилось. Вереницыну приписывают также поэму «Два дьявола», близкую по стилю и смыслу к «Тарасу на Парнасе».

Разгадка, возможно, кроется в самом тексте «Тараса на Парнасе». Полесовщик (лесной сторож, лесник) Тарас встречает в лесу медведя, спасается от него, спотыкается, падает в яму, теряет сознание и попадает в потусторонний мир, где все идут на легендарный Парнас. Но не у всех это получается. Тарас добирается до Парнаса и там оказывается у стола богов, которые пьют, ведут разгульный образ жизни, едят вкусную еду. Тарасу дали место скромное, но, удивившись его пляске, поинтересовались, не писатель ли он. Узнав, что нет, в благодарность за танец дали кусок хлеба и миску простого супа, после чего доставили назад на землю, домой. Это, безусловно, острая социальная сатира, в которой высмеиваются руководители разного уровня, сильные мира сего, творческие знаменитости и подчёркивается их высокомерие по отношению к людям простым, обычным. Став чиновником, вряд ли Вереницын хотел бы, чтобы на стол министру или царю положили этот текст и сообщили, что это он, Вереницын, был его автором.

В сквере в 2001 году в Городке возле местного музея поставили памятный знак, посвящённый поэме и её автору, а в 2014 году в сквере, позже так и названном – Вереницынский, в преддверии фестиваля «Дажынки» установили и памятник герою поэмы Тарасу.

О самом Городке. Это небольшой центр одноименного района в Витебской области, где автор учился и окончил СШ № 1, поэтому могу сравнить то, что было, и то, что есть. В мою бытность учёбы в городе было 16 тыс. жителей, сейчас – всего 11,5 тыс. Деревни постепенно обезлюдивают, молодёжь уезжает, сейчас действует в разы меньше сельскохозяйственных предприятий, закрылись многие предприятия и в самом Городке. Но тенденция эта общая – идёт урбанизация, и население стремится в города покрупнее, в тот же Минск, областные центры. В Минске около 2 млн жителей, а это больше, чем четверть от всего населения Белоруссии.

Но не всё так грустно – Городок выглядит значительно ухоженнее и уютнее, чем в моём детстве, что, конечно же, влияет на комфортность проживания в нём. В Белоруссии стремятся если и не дать малым городам вторую жизнь, то хотя бы сделать их лучше. Поэтому и дана установка проводить многие масштабные мероприятия уровня всей страны или области в таких райцентрах. Городок, как и другие райцентры в таких случаях, основательно готовился к празднику: было обновлено и благоустроено более 60 объектов, выделено дополнительное финансирование. Праздник ушел, а город остался с этими «бонусами».

Праздник начался с местного действа под названием «Городокский Парнас». Приехал я по приглашению председателя Городокского райисполкома И.М. Поляковой в качестве не только писателя, но и председателя Координационного совета российских соотечественников при посольстве России в Республике Беларусь. Было приглашено немало гостей непосредственно из России – писателей, редакторов, руководителей муниципальных образований. Было заметно, что День белорусской письменности понемногу меняется и из чисто внутрибелорусского превращается в белорусско-российский, что не может не радовать.

В кулуарах наряду с другими обсуждалась тема двуязычия, я много с кем говорил, и общее мнение – всё идёт естественным путём. Напомню читателям, о чём идёт речь. В Республике Беларусь два государственных языка – русский и белорусский. И оба они родные. Но русский по факту – основной, а белорусский присутствует в качестве языка местного своеобразия. Русским владеют все, белорусским – меньшинство белорусов. Но в сфере культуры долгое время старались всё делать на белорусском языке, формально «не замечая» роль русского языка. Выглядело это так – основное внимание уделялось белорусскоязычным писателям и изданиям на белорусском языке, белорусскоязычным песням, надписям и вывескам на белорусском языке, но по факту на этих праздниках большинство общалось на русском языке, да и книг и надписей на русском тоже хватало. Приходилось с улыбкой наблюдать за многими ораторами, которые в своих выступлениях ратовали за белорусский язык, но говорили при этом на русском.

Между тем белорусским мало пользуются не потому, что это «следствие русификации» или «откровенного уничтожения всего белорусского», а просто русский более удобен, и при сильной близости двух восточнославянских языков русский выбирают для своего повседневного общения почти все белорусы, которые все до единого понимают белорусский, но далеко не все могут на нём говорить или писать. В связи со стремлением «выглядеть патриотично» некоторые чиновники порой произносят речи по-белоруски, но получается у них не всегда хорошо.

Но белорусский язык – важное богатство белорусского народа, в нём сохранилось множество старых слов, в том числе в своё время свойственных и русскому языку, но потом ушедших из употребления.

Возвращаясь к «Городокскому Парнасу», не могу не сказать, что встретил там свою учительницу белорусского языка и литературы Студенцову Светлану Николаевну. Она выступала со мной на одной сцене, читала свои хорошие стихи на белорусском языке, а я подумал – вот такие вот педагоги, не приплетая политику, не выдвигая политических лозунгов, сохраняют белорусский язык. Именно благодаря её урокам я полностью освоил белорусский язык и литературу, у меня есть стихи на белорусском, пьесы, и мне не мешала никакая высосанная из пальца «преступная русификация», об угрозе которой постоянно твердит белорусская оппозиция.

На Дне белорусской письменности по-прежнему основное внимание уделялось белорусскому языку, белорусским книгам, изданиям, надписям, но русский язык тоже везде присутствовал. Помимо «Городокского Парнаса» работали другие площадки – областей, изданий, коллективов и учреждений. И везде лилась поочерёдно русская и белорусская речь. В Вереницынском сквере было установлено множество стендов, посвящённых писателям – как классикам, которых уже нет, так и действующим. Большинство стендов было на белорусском языке, но многие – на русском.

Вот и ответ на возмущения русофобской националистической оппозиции, а также на некоторые странные инициативы, высказываемые сейчас отдельными представителями белорусской власти. В частности, депутат Национального собрания Игорь Марзалюк, обсуждая тему белорусского языка и двуязычия, выдвинул идею «положительной дискриминации» – иначе говоря, преимущественного внимания к белорусскому языку, но не «за счёт русского». А за счёт какого – английского, хочется спросить? Думается, что не нужно нам никаких «дискриминаций» по языковому вопросу – ни «отрицательных», ни «положительных». Любая дискриминация кончается плохо, что мы видим на примере Прибалтики и Украины.

Раз уж затронули эту тему, не могу не коснуться и языковой темы в школах. У нас практически все школы в городах – русские, но с изучением белорусского, а в сельской местности – белорусские, но и изучением русского. Формально родители имеют право выбора языка, но на практике работает вышеозвученный мною принцип. Уверен: ни к чему по формально территориальному признаку делать два типа школ. Еще в Литве или Эстонии это можно понять, а в Белоруссии вообще нет различий между русскими, белорусами, поляками и украинцами – и прежде всего в языке. В деревне больше «трасянки», белорусских местных слов и выражений, но по факту и сельчане в повседневной практике пользуются именно русским языком с белорусизмами, а не белорусским.

Как по мне, это искусственное разделение совершенно не нужно и даже вредно. Логичнее сделать просто школы с обучением на русском, а белорусский изучать отдельно, что полностью соответствует сложившейся языковой практике. Ежегодно оппозиция атакует власти упрёками, что, дескать, «постоянно снижается количество белорусских школ». Даже статистику убрали из открытого доступа. Снижается. Но причина проста: сельское население сокращается и на селе закрываются школы.

Юбилейный, XXX День белорусской письменности стал в этом отношении если и не образцом, то вполне хорошим примером сочетания двух языков – спокойным, без различных «языковых инспекторов».

Одними языком и литературой масштабный праздник не ограничился. Большое внимание было уделено юбилею самого Дня письменности, 140-летию со дня рождения любимого многими белорусами писателя Янки Мавра, Году мира и созидания и теме Великой Отечественной войны – как раз в 1943 году Городок был освобождён в ходе кровопролитных боёв.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
236
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика