Миграция в границах ЕАЭС – трудовая и не очень… - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 20.05.2024 |

Миграция в границах ЕАЭС – трудовая и не очень…

Тему миграции, которая до пандемии и СВО на Украине была едва ли не самой актуальной для Европы, реальность наших дней фактически переадресовала в Россию и, как следствие, в Евразию. Миграционные потоки, особенно те, которые носят локальный характер как по срокам, так и по целям, по сути, сконцентрировались в границах ЕАЭС.

На это пространство приходится на сегодня, по разным оценкам, от 75 до 90% относительно долгосрочных перемещений на территории бывшего СССР и стран бывшего соцлагеря. Характерно при этом, что данным явлением наименее затронута Беларусь, хотя её членство в ЕАЭС и Союзном государстве, казалось бы, априори предполагает высокую миграционную активность. Активность, как известно, в Беларуси есть и немалая: через границы Польши она вплотную коснулась ЕС, но это миграция совсем иного рода и из иного источника.

За последние полтора года, как и следовало ожидать, миграционные потоки изменились если не в корне, то весьма принципиально. Встречное движение не в Россию, а из неё – лишь один из признаков процесса, набирающего обороты.

Судя по всему, в обозримом будущем может произойти смещение миграционных потоков в пользу тех стран, которые раньше, по сути, были исключительно поставщиком кадров. Это связано с тем, что, помимо оттока квалифицированных кадров из России, набирает обороты отток бизнеса в страны ЕАЭС и бывшего Союза, не затронутых санкциями и иными негативными явлениями.

Встречное движение

Параллельно уже произошел и, скорее всего, будет нарастать процесс существенных перемен и источников доходов, которые смело можно характеризовать, как миграционные. До начала СВО страны, из которых в Россию направлялись сотни тысяч трудовых мигрантов (конкретные цифры очень сильно отличаются в силу разных подходов к подсчёту), получали дополнительные доходы прежде всего за счёт переводов от своих мигрантов.

Сегодня с объёмами поступлений в бюджеты партнёров России по ЕАЭС и просто соседей, а это Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Грузия, Молдавия и в меньшей степени другие, почти сравнялись суммы, которые оставляют за пределами России так называемые «новые мигранты». Их переезд был, как известно, вызван СВО и началом в РФ частичной мобилизации.  

Сколько-нибудь ощутимого миграционного потока из России в страны ЕАЭС, а также в Грузию не было вплоть до февраля 2022 года. Начало СВО, а главное – частичная мобилизация изменили в этом плане практически всё, и удивляет только одно: почему процесс, абсолютно прогнозируемый, был властями, причём везде, не только в России, де-факто пущен на самотёк. Всяческие последующие поползновения из серии де-юре явно запоздали и ничего в реальности не дали.

Для стороны принимающей, точнее стран принимающих, такое отношение можно объяснить хотя бы позицией – «кто же откажется от притока людей с деньгами». К тому же не претендующих на здешние рабочие места. А вот почему так вяло на происходящее прореагировала российская бюрократия, понять можно, только исходя из того, что с деньгами в «ближнюю эмиграцию» отправляются в большинстве своём работники, которые могут себе позволить по сути «полную удалёнку».

По этому поводу буквально напрашивается циничный вопрос: не для того ли проводился по всему миру беспрецедентный ковид-эксперимент, чтобы облегчить удалённую эксплуатацию заведомо лояльных квалифицированных кадров? И сколько теперь ни пугай такого рода «мобилизуемых» рассылкой повесток через сервис госуслуг, испугаются совсем немногие.

Из области статистики или фантастики?

Целый ряд ведомств и независимых, как считается, источников в последнее время соревнуются в обнародовании данных по миграции, которые должны если не пугать, то как минимум вызывать немалое беспокойство. Нестыковки в данных носят если не системный, то уж точно синдромный характер. Складывается впечатление, что с помощью тревожных цифр ведётся скрытая борьба за бюджетные средства, с помощью которых проблема «должна решаться».

Как решаться – увы, уже не всегда важно, главное для некоторых ведомств – получить доступ к средствам, которые ещё не ушли под жёсткий контроль цифрового бюджетного рубля. Итак, в Минэкономразвития со ссылкой на исследования Академии внешней торговли и правительственного Аналитического центра говорят, что на работу в Россию за 2022 год прибыло 1,7 млн человек. Не так много и не больше, чем за год до того.

В то же время оценки Минфина и Росстата свидетельствуют, что в России «в течение года на территории страны могут в общей сложности работать до 9–10 млн человек». Существенная часть из них - это приезжие из Узбекистана и Таджикистана. Впрочем, вклада остальных тоже нельзя недооценивать.

       

Интересна обтекаемость формулировок – «в течение года» и «могут работать», которая вроде бы свидетельствует об очевидном – сезонности многих работ, а на самом деле скрывает почти полное отсутствие контроля или хотя бы мониторинга ситуации с трудовой миграцией. О миграции нетрудовой, то есть о работниках, которые трудятся в РФ без регистрации, писать и вовсе страшно. Считать, очевидно, тоже.

 Но ещё более внушительные цифры можно найти в данных ЕЭК, где сумели вполне чётко зафиксировать прибытие в Россию всего за один квартал текущего года 3,2 млн человек из ближнего зарубежья. Скорее всего, не все эти люди из числа гастарбайтеров, но сумма прописью неплохо стыкуется с данными статистиков и минфиновскими.

Кадры на экспорт, импорт – потом

Россия пока остаётся импортёром рабочей силы, хотя экспорт кадров достаточно быстро набирает обороты. Интересно, затронут ли тех, кто уехал из РФ в страны не только в ЕАЭС, но и чуть дальше, те нормы, которые Россия пробивала на евразийском пространстве как раз под себя? Речь, к примеру, о разрешении гражданам стран ЕАЭС работать без оформления патента или разрешения на работу. О квотах Минтруда РФ на допустимую долю иностранцев в отраслях экономики. О пенсионном и медицинском обеспечении, о социальном страховании приезжающих работников.

Совершенно очевидно, что Россия принимает тысячи работников без гражданства, прежде всего, в таких отраслях, как строительство и розничная торговля. В то же время россияне в ближнем зарубежье стремятся попасть либо в сферы, так или иначе связанные с IT-индустрией, а также с органами власти, либо обосноваться на предприятиях промышленности и транспорта.

При этом до сих пор, по прошествии уже года после мобилизационного обострения, крайне сложно оценить, сколько «мигрантов из РФ» продолжают работать на российские компании удаленно. А между тем, несмотря на то что они остаются фигурантами российского рынка труда, очень существенную часть своих доходов релоканты оставляют за пределами РФ.

Тем самым поступления в российский бюджет от них ограничены налогами и выплатами по кредитам. Да, бюджет, в связи с тем что данный контингент не пользуется в России ничем из социалки, экономит на этом. Но такая экономия не идёт ни в какое сравнение с потерями на расходах тех, кто, по определению творца долларовой экономики британского лорда Кейнса, призван формировать «эффективный спрос».

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1790
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика