- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 17.05.2024 |

Транзит российской нефти через Белоруссию – спор о тарифах снова в повестке дня

Санкции Запада стали одной из главных причин возникших проблем в экономике Белоруссии. Усугубила ситуацию и развернувшаяся после начала специальной военной операции на Украине гибридная война ЕС и США против России – главного торгово-экономического партнера республики. В сложившейся ситуации Минску приходится не только проводить реструктуризацию своей внешней торговли, в том числе искать новые пути для экспорта, но и идти на некоторые шаги, которые вызывают неоднозначную реакцию партнеров. Подобная ситуация сегодня наблюдается в сфере транзита российской нефти по нефтепроводу «Дружба», который в прошлые годы приносил РБ неплохую прибыль.

 Стоит напомнить, что нефтепровод «Дружба», который ранее являлся одним из главных путей транспортировки российской нефти в страны Евросоюза, идет из РФ до белорусского Мозыря, после чего разветвляется на две нитки. Северная идет в направлении Польши и Германии, а южная – через Украину в Чехию, Словакию, Венгрию и Хорватию. В прошлые годы оба этих направления являлись довольно прибыльными для Белоруссии, так как позволяли получать доход от транзита, дополнительно обеспечивая местные нефтеперерабатывающие заводы дешевым сырьем. Однако после начала СВО страны Запада решили отказаться от энергозависимости от России, вследствие чего поставки по нефтепроводу в ЕС резко сократились.

При этом стоит отметить, что до настоящего времени, несмотря на десяток санкционных пакетов в отношении РФ, поставки трубопроводной нефти в Евросоюз все еще официально не запрещены. Несмотря на это, северная ветка, по которой ранее прокачивалось порядка 30 млн тонн в год, сегодня практически не функционирует из-за самостоятельного отказа Польши и Германии от российского сырья. Единственное, что ее наполняет, это небольшие партии нефти из Казахстана, о чем между Берлином и Астаной была заключена договоренность еще в прошлом году. Правда, объёмы поставок даже на бумаге выглядят небольшими (планировалось около 1,2 млн тонн в год), а на деле и вовсе выглядят мизерными. В частности, отправку казахстанской нефти в Германию планировалось начать в январе, однако первая партия прошла лишь в феврале – 20 тыс. тонн, затем в марте еще 20 тыс., в апреле – 50 тыс., а недавно сообщалось об отгрузке 100 тыс. тонн. Подобные объемы явно недостаточны, чтобы загрузить северную ветку, обслуживать которую белорусскому предприятию «Гомельтранснефть Дружба» все равно нужно.

Ситуация с южным направлением выглядит более оптимистично, так как по нему нефть идет в Венгрию, которая не собирается отказываться от российского сырья. Однако и здесь есть свои проблемы: Чехия и Словакия уже заявляют, что планируют прекратить закупку нефти из РФ, а их позицию всячески поддерживают чиновники в ЕС. Поэтому вряд ли можно сомневаться, что и южная ветка «Дружбы» в обозримом будущем может значительно опустеть, что также скажется на доходах Белоруссии.

В сложившихся обстоятельствах перед Минском встал серьезный вопрос: что делать, чтобы снизить расходы и сохранить доходную часть от транзита российской нефти по территории республики хотя бы на минимальном уровне. И решение было найдено – резко повысить тарифы на прокачку черного золота по обеим веткам нефтепровода. Об этом стало известно еще в конце весны, однако подробности были раскрыты только в июне.

В частности, стало известно, что «в условиях снижения транзитной транспортировки через территорию Белоруссии» в «Гомельтранснефть Дружба» предложили российской «Транснефти» повысить тарифы на транзитную транспортировку нефти через территорию республики почти на 84%. В частности, в направлении Польши и Германии планируется поднять с 0,91 до 1,67 $ за 100 т/км (на 83,5%), а в направлении Украины – с 1,14 до 2,09 $ за 100 т/км (на 83,3%). При этом подчеркивалось, что «предлагаемые тарифы белорусским оператором на транзитную транспортировку нефти через территорию Белоруссии конкурентоспособны» и ниже тех, что были установлены Украиной и Казахстаном. Так, «Укртранснафта» с 1 января 2023 года увеличила тариф на транзит в направлении Венгрии и Словакии с 3,5 до 4,3 $ за 100 т/км и объявила о еще одном двухэтапном повышении: с 1 июня – до 5,4 $ за 100 т/км, а с 1 августа – до 6,6 $ за 100 т/км. В свою очередь, казахстанский «Казтрансойл» принял решение об увеличении с 1 июля тарифа за услугу по перекачке нефти по магистральным нефтепроводам в целях экспорта с 1,97 до 2,27 $ за 100 т/км.

Главной причиной своего решения в Минске назвали резкое снижение транзита по нефтепроводу. По данным белорусской стороны, только за первые три месяца грузооборот по транзитным направлениям оказался на 38,6% ниже уровня, заявленного «Транснефтью», а в направлении Польши и Германии – на 55,2%. В целом же в январе–марте прокачка по «Дружбе» упала в 4,7 раза, в том числе по северной ветке  в 12,1 раза. По итогам года белорусская сторона и вовсе прогнозирует падение уровня транзита нефти на 45,9%, а в направлении Польши и Германии – на 71,2%.

Подобные изменения с учетом того, что Белоруссия уже в феврале подняла тарифы на 9%, вызвали определенное недоумение в «Транснефти». Сначала в кулуарах XXVI Петербургского международного экономического форума министр энергетики РФ Николай Шульгинов заявил, что Россию не устраивает предложенное Минском повышение тарифа и «требуется дальнейшее обсуждение и определение экономически обоснованного тарифа». Затем 19 июня «Транснефть» и вовсе ответила белорусской стороне отказом. В российской компании заявили, что размер тарифов должен определяться в соответствии с установленной методикой, а Минск уже согласовал повышение с 1 февраля. При этом в «Транснефти» напомнили, что ранее сообщали о готовности рассмотреть внеплановое изменение тарифов, если «условия работы белорусской компании существенно повлияли на ее производственные и финансовые показатели», и она пришлет финансовый отчет за I квартал текущего года, а также фактические объемы прокачки и планы транспортировки на 2023 год.

Позже в «Траннефти» сообщили, что в полученных от «Гомельтранснефть Дружба» документах «фактически отсутствует финансовая и бухгалтерская отчетность за I квартал 2023 года, подтверждающая возникновение убытков по транзиту нефти российского происхождения через территорию Белоруссии». Более того, в российской компании посчитали, что доходов белорусской стороны от транзита нефти РФ по южной ветке достаточно для безубыточной деятельности в этом направлении, а сам тариф прокачки уже на 25,2% выше, чем по северной. Последнее, по мнению российский нефтяников, является «перекрестным субсидированием» расходов. Примечательно в данном случае то, что в России решили привлечь для обсуждения новых тарифов и Астану, так как именно казахстанская нефть прокачивается сегодня в северном направлении. В итоге «Транснефть» не согласовала белорусское предложение и заявила, что «размер тарифов должен быть определен в рамках установленной методики».

 Необходимо заметить, что, по мнению аналитиков, нынешние предложения Белоруссии с учетом резкого падения прокачки по северной ветке вполне логичны. Фактически Минск оказался перед выбором: или в несколько раз поднять тариф только по северной ветке, или увеличить его на обоих направлениях, но умеренно. При этом в первом случае негативные последствия для Белоруссии могут быть более существенными. В первую очередь это связано с тем, что сегодня по северной ветке идет только казахстанская нефть и резкое повышение тарифов может стать абсолютно невыгодным Астане, которая в ответ способна перебросить объемы своего экспорта с «Дружбы» в порт Усть-Луги. Тем более что уже сегодня поставки нефти в ЕС по нефтепроводу для Казахстана довольно дорогие: в апреле сообщалось, что перекачка одной тонны нефти в направлении ФРГ обходится казахстанским импортерам в $29. В случае отказа Казахстана использовать «Дружбу» из-за высоких тарифов северную ветку Белоруссии придется обслуживать за свой счет, что может поставить перед Минском вопрос о ее консервации со всеми вытекающими из этого последствиями.

В то же время при повышении тарифов для обеих веток, как сегодня предлагают в Минске, также есть определённые риски. Нефть, поступающая в Венгрию, Чехию и Словакию по южному направлению, может потерять определенную долю своей ценовой привлекательности в сравнении с альтернативными способами поставок. Особенно с учетом политической составляющей вопроса, когда Прага и Братислава намерены отказаться в обозримом будущем от нефти из РФ. Поэтому Белоруссия при чрезмерном повышении тарифов и здесь рискует потерять значительную часть транзита, что также негативно скажется на бюджете страны.

Более того, развитие подобных сценариев не устраивает и Москву, которая совершенно не хочет прекращения работы «Дружбы», надеясь на нормализацию ситуации в будущем. Конечно, у РФ есть морские порты и ведется диверсификация экспортных поставок на рынки Индии и Китая, однако о европейском направлении в РФ никто забывать не собирается. Правда, и платить Белоруссии больше того, что оговорено ранее, в России тоже никто не хочет. В Москве считают необоснованным желание Минска распределить издержки на всю нефтетранспортную составляющую «Дружбы», так как северная ветка не используется для транспортировки российской нефти. И, похоже, спор Белоруссии и России по этому вопросу еще только начинается.

Конечно, нынешняя ситуация вокруг транзита российской нефти через Белоруссию не является чем-то новым. Минск и Москва и ранее неоднократно спорили о тарифах и, как правило, находили консенсус. Однако стоит заметить, что в прошлые годы ситуация вокруг двух стран была совершенно иной, а повышение Минском тарифов тогда рассматривалось многими в РФ как попытка нажиться на дружественных отношениях. Сегодня же Белоруссия и Россия находятся практически в равных условиях, обусловленных западными санкциями, и любые споры, подобные сегодняшнему между «Транснефтью» и «Гомельтранснефть Дружба», играют только на руку врагам двух стран. Вряд ли в Минске и Москве этого не понимают, а это дает надежду, что нынешний спор не перерастёт в нечто большее, а будет решен в самое ближайшее время. 

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1880
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика