Польша намеренно провоцирует транспортный коллапс на границе с Белоруссией - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 24.07.2024 |

Польша намеренно провоцирует транспортный коллапс на границе с Белоруссией

После пандемии Covid-19 и введения ограничений со стороны ЕС на передвижение транспортных средств российской и белорусской регистрации, а также закрытия части пунктов пропуска на внешней границе ЕС тема гигантских очередей из грузовых фур стала более острой. Белорусские пограничники обвиняют своих польских коллег в том, что те целенаправленно саботируют пропуск на территорию ЕС грузовых фур. Это привело к транспортному коллапсу на границе Белоруссии и Евросоюза.

Многокилометровые заторы

На исходе 2022-го в Государственном пограничном комитете Белоруссии обнародовали статистику того, на сколько процентов в том году страны ЕС выполнили норму пропуска грузовых фур из этого государства. «В 2022 году польские контрольные службы в среднем выполнили норму пропуска на 46%. Около 50% фур пропустила в ЕС литовская сторона, 63% – латвийская. Существенное снижение выполнения норм пропуска сопредельными странами зафиксировано в апреле. В сравнении с данными за март среднемесячный показатель оформления большегрузов на въезд в Латвию снизился на 42%, в Польшу – на 22%, в Литву – на 20%. До настоящего времени процент выполнения норм существенно не изменился. Страны Евросоюза продолжают игнорировать нормы пропуска транспорта и не предпринимают меры по сокращению скопления транспорта на границе», – указывают в белорусском Госпогранкомитете.

На самом деле признаки того, что польские и литовские пограничники намеренно саботируют пропуск грузовых фур на свою территорию, начали отмечать ещё осенью 2021 года. Но весной 2022-го ситуация усугубилась ещё больше – причем не только на границах Белоруссии и Евросоюза. Многокилометровые скопления большегрузов сформировались на российской границе с Латвией и Литвой, на польско-украинских и молдавско-румынских рубежах.

Общее во всех случаях – очереди и длительное ожидание выезда по причине замедленного оформления грузового транспорта одной из сторон. Например, очереди из фур регулярно возникают на российско-литовской границе в Калининградской области. На этом направлении функционирует только пункт пропуска «Чернышевское». Остальные три закрыты после пандемии, а ещё один, построенный в 2020 году с литовской стороны, до сих пор так и не открыт. Нагрузка на единственный погранпереход увеличилась в разы. Однако не это является главной причиной заторов. Как отмечают российские таможенники, причина кроется в «неритмичном пропуске» литовскими службами.

В СМИ неоднократно поднимался вопрос и очередей на польско-украинской границе. Длительное ожидание на этом направлении уже неоднократно приводило к тому, что доведённые до отчаяния водители организовывали акции протеста и перекрывали дороги вблизи границы. Грузоперевозчики жаловались на преднамеренное затягивание процедур фитосанитарного и ветеринарного контроля со стороны польских контрольных служб и требовали прекратить искусственное торможение выезда. Ситуация на этом маршруте была крайне сложная: с украинской стороны стояли в ожидании около 3 тысяч фур (как и сейчас на границе Белоруссии и Литвы).

В итоге проблема была решена, но только после того, как польская сторона предприняла вполне конкретные шаги. В частности, ускорились процедуры оформления как путём привлечения в пункты пропуска дополнительных специалистов, так и посредством оптимального перераспределения потоков автотранспорта. Кроме того, в рамках двусторонних договоренностей Польши и Украины совершенствуется инфраструктура и открываются новые пункты пропуска. В свою очередь, проблема очередей на границе Румынии и Молдавии решалась путем увеличения количества сотрудников молдавского пункта пропуска. Кроме того, власти Румынии приняли предложения молдавского правительства о совместных действиях для сокращения многокилометровых очередей.

«Стоим уже десятый день»

А вот на границах Белоруссии органы власти стран ЕС решать проблему не пожелали – замедленный (причём зачастую намеренно) пропуск грузовиков имеет место и сейчас. Опять же из шести пунктов пропуска, существующих на польском направлении, функционируют только три. «Стремление сопредельных служб разрешить ситуацию практически отсутствует. Позиция Польши, Литвы и Латвии сводится к игнорированию существующей проблемы, несмотря на уже взятые на себя обязательства по выполнению норм пропуска транспорта. Имеющиеся двусторонние договоренности могут выполняться или корректироваться только при участии обеих сторон и исключительно путем диалога. При этом опыт других стран и имеющаяся практика четко доказывают, что проблема очередей может решаться очень быстро и эффективно, но только совместными усилиями», – подчёркивают в белорусском Государственном пограничном комитете.

Там снова и снова напоминают, что в одностороннем порядке ни одна проблема, касающаяся границы двух стран, решиться не может. «И сегодняшний коллапс на границе с ЕС – это результат исключительно политизированных решений властей Польши, Литвы и Латвии. При этом политические амбиции сопредельных государств идут вразрез с экономическими интересами самих стран, крупных компаний, среднего бизнеса и рядовых граждан. Безучастность и отстранённость руководства наших соседей в вопросах проведения политики, прежде всего трансграничной, доказывает их несостоятельность как "надежных партнеров" на международной арене», – обличают белорусские пограничники.

Как пишет издание sb.by, дальнобойщики пребывают в ярости, грузоперевозчики – в шоке, а власти Польши и Литвы, кажется, этому только рады. Накануне Нового года журналисты издания посетили международный пункт пропуска «Козловичи» под Брестом. По их наблюдениям, число стоящих в очереди транспортных средств преодолело полутысячную отметку, а «колейка» на трассе растянулась на двадцать километров. Но, несмотря на приближение новогодних праздников, польская сторона по-прежнему не спешила ускорять процедуру оформления большегрузов, выстроившихся на пути к терминалу в два, а местами и три ряда. А снегопады еще больше усложнили ситуацию с очередями. 

Журналисты пообщались с водителем из Казахстана Аврором Хамракуловым. На момент этой беседы он стоял на границе уже больше недели. «Только представьте себе: из родного Шымкента за четыре дня добрались сюда, оставив за спиной свыше четырех тысяч километров. Расстояние, как видите, немалое. А здесь стоим уже десятый день! Это просто издевательство! Уже давно были бы в Варшаве, если бы не вся эта заварушка... Думали, что границу пересечем в течение суток, а реальность оказалась совсем иной. Хорошо, что хоть перевозим промышленное оборудование, а не продовольственные товары с ограниченным сроком годности. Тогда бы вообще фирма осталась в одних убытках», – отметил Хамракулов, добавив, что движение вперед происходит «с черепашьей скоростью»: примерно полтора-два километра в сутки. И это ещё не самый плохой показатель – бывало, что в день удавалось продвинуться только на 100-200 метров...

Людям, вынужденным жить в этой очереди, приходится нелегко: к биотуалетам зачастую приходится добираться за несколько километров, умываться водой из бутылки, питаться чем попало… Единственный способ развлечения – общение по мобильной связи с родными, находящимися за сотни и тысячи километров. Аврора Хамракулова дома ждала невеста, и мужчина невесело шутил, что из-за пробки на границе намеченная уже свадьба может оказаться под вопросом. «Постоянно спрашивает, когда я приеду. А что мне ей ответить? Пока ничего определенного сказать не могу. Соседи-водители, наши друзья по несчастью, говорят, что во время игр сборной Польши на чемпионате мира по футболу очередь вообще не двигалась. По всей видимости, польские сотрудники не могли оторваться от спортивных баталий. А мы, обычные водители, оказались заложниками в данной ситуации», – делится водитель.

«Специально создают коллапс»

Свидетельств, подобных вышеприведённому, – сотни. Для полноты картины стоит привести ещё одно. Водитель Геннадий Гусар, работающий на белорусского грузоперевозчика, рассказывает: «Возим товар из Германии и Польши. Стоим уже семь дней и непонятно, сколько ещё простоим. Накопитель полный, некуда ставить машины, потому что поляки совершенно не хотят работать. Получается, неделю стоим на обочине, нам звонят, и мы подъезжаем. Радует, что мы оба родом из Волковыска, поэтому имеем возможность просто уехать на какое-то время домой, чтобы принять душ и нормально покушать. Другие всё это время сидят в машине. Можете себе такое представить?»

Пожилой польский водитель Славэк Кичмирский, ехавший на фуре, тоже выразил недовольство действиями своих соотечественников. «Плохо работает польская сторона. Очень слабо пропускают. Было бы по-другому, давно уже был бы дома. По всему видно, что специально создают коллапс. У них спрашиваем: почему так работают? Они говорят, что белорусские службы подводят, но мы-то видим реальную картину. Белорусы, наоборот, прилагают максимум усилий, чтобы людям было комфортно. Нет к ним претензий», – сказал Кичмирский белорусским журналистам.

При этом, что характерно, ситуация с очередями на выезд из Польши в Белоруссию хуже, чем на белорусской стороне. Так, Portal Samorządowy 19 декабря сообщил, что перед польским пунктом пропуска Корощин в очереди на выезд в Белоруссию находятся более 1200 грузовиков. На въезд в Польшу с белорусской стороны на этом же направлении застыли в тот момент около 600 фур. Белорусы обвиняли своих оппонентов по ту сторону границы в том, что, невзирая на очевидное ухудшение обстановки, польские власти по-прежнему замалчивают проблему очередей, не предоставляя разъяснений ни СМИ, ни даже самим дальнобойщикам, буквально живущим неделями в очередях.

Вновь прозвучали обвинения в преднамеренном саботаже. «Причиной тому служит игнорирование контрольными службами Польши норм по пропуску фур – в среднем они оформляют около 30% грузовиков. Для примера, за сутки с 19 по 20 декабря польская сторона в пункте пропуска Кукурыки выпустила со своей территории лишь 49% грузовиков (584 из 1200 по норме). Обращаем внимание, что контрольные службы в белорусских пунктах пропуска на границе с ЕС работают в штатном режиме и готовы принимать транспорт даже сверх норм. При этом власти сопредельных стран ЕС намеренно не предпринимают действенных мер по ускорению пропуска автотранспорта», – заявили белорусские пограничники.

Однако, судя по всему, польским властям на все эти проявления возмущения откровенно наплевать…

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2891
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика