Встреча Лукашенко и Путина в Минске – почему это важно - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 19.06.2024 |

Встреча Лукашенко и Путина в Минске – почему это важно

Взаимодействие Белоруссии и России за последние два года вышло на совершенно новый уровень, который в прошлые годы сторонам добиться не удавалось. Развитие Союзного государства (СГ), которое Минск и Москва строят еще с 1999 года, получило новый толчок с утверждением 28 программ по интеграции, над реализацией которых стороны активно работают в настоящее время. Более того, начало российской специальной военной операции (СВО) на Украине и развернувшаяся санкционная война Запада заставили Белоруссию и РФ ускорить процесс сближения абсолютно по всем направлениям, начиная от производственной кооперации и гуманитарного пространства и заканчивая вопросами военно-промышленного комплекса и внешней политики.

Поэтому неслучайно за последний год контакты между руководством двух стран стали носить необычно интенсивный характер, а каждая встреча лидеров России и Белоруссии многим аналитикам представлялась как событие, имеющее решающее значение не только в белорусско-российских отношениях, но и для обстановки в регионе в целом. Так произошло и накануне первой за последние три года поездки 19 декабря в Минск Владимира Путина (предыдущий раз он был в белорусской столице в 2019 году во время II Европейских игр), в ходе которой он провел очередные переговоры с Александром Лукашенко.

Интенсивность встреч президентов России и Белоруссии в нынешнем году носит беспрецедентный характер. Так, Путин и Лукашенко уже встречались лично 10 раз в самых различных форматах: в феврале, марте, апреле, мае, июне и сентябре президент Белоруссии прилетал в Россию на личные встречи со своим российским коллегой, а в мае лидеры виделись на полях саммита ОДКБ, в сентябре – в рамках мероприятия ШОС и еще дважды в октябре на площадке СНГ. Для примера: за весь 2021 год, который многие также называли насыщенным в отношениях двух стран, Лукашенко и Путин встретились только шесть раз. Помимо этого, нельзя забывать о десятках телефонных звонков белорусского и российского лидеров друг другу, а также практически непрекращающихся обменах делегациями двух стран на самом высоком уровне. В том числе 19 декабря в Минск с президентом РФ приехала большая группа высокопоставленных чиновников, которые должны были решить со своими белорусскими коллегами самые насущные вопросы двустороннего сотрудничества.

Накануне встречи многих интересовало, что в реальности будут обсуждать лидеры двух стран, так как официально тематика переговоров была объявлена довольно скупо. В Минске сообщали, что «речь пойдет о вопросах торгово-экономического взаимодействия, совместных кооперационных проектах с акцентом на импортозамещение». Кроме того, предполагалось обсудить сотрудничество в энергетической сфере, вопросы безопасности, а также «ситуацию в регионе и мире» и «совместные меры реагирования на возникающие вызовы». В Кремле и вовсе просто отметили, что на переговорах будут обсуждаться «ключевые вопросы дальнейшего развития российско-белорусских отношений стратегического партнерства и союзничества с акцентом на интеграционное взаимодействие в рамках Союзного государства, а также актуальные темы международной и региональной повестки дня». И даже слова пресс-секретаря В. Путина Дмитрия Пескова в преддверии встречи о том, что на переговорах «будет возможность поговорить по военным вопросам, учитывая турбулентность», а также обсудить газовую тематику, не внесли особой ясности.

Правда, за несколько дней до встречи А. Лукашенко, собрав специальное совещание по вопросам белорусско-российского сотрудничества, сообщил, что планирует обсудить «вопросы стратегического характера» в сфере ВПК, обороноспособности и экономики, а у него есть «одно пожелание» к России: создать равные условия для работы субъектов хозяйствования. При этом белорусский лидер сделал упор именно на экономические вопросы, стараясь не выносить на публику темы военно-политического сотрудничества и ситуации на Украине.

То есть именно то, чего от него ждали и на Западе, и в Киеве. Об этом, например, свидетельствуют заявления из окружения Зеленского, в которых звучали предположения, что Путин едет в Минск «давить» на Лукашенко с целью вовлечении Белоруссии в военную кампанию на Украине. Такую же позицию заняли и в американском Институте изучения войны (ISW), где в сводке за 16 декабря заявили, что Москва стремится использовать Союзное государство для установления российского контроля над Белоруссией, а сам визит российского лидера указывает на то, что «Путин пытается создать условия для возобновления наступления на Украину - возможно, на север страны или на Киев - зимой 2023 года». Впрочем, ничего иного от Запада или киевского режима, делающих все, чтобы сохранить напряжённость в восточноевропейском регионе за счет усиления русофобии, ожидать не приходилось. Поэтому отрадно отметить, что прошедшая встреча Путина и Лукашенко, как и переговоры представителей различных ведомств РФ и РБ, полностью опровергли все появившиеся ранее инсинуации.

Лидеры двух стран после теплых объятий в аэропорту вначале пообщались в широком формате, в котором принимали участие члены правительств, руководители министерств и ведомств двух стран, сделав довольно стандартные заявления для СМИ. Президенты говорили об интеграционных процессах, необходимости наращивания сотрудничества в самых различных сферах, вспомнили о торговом обороте двух стран, который планируется увеличить до $40 млрд до конца текущего года, и пр. При этом Лукашенко, как и прежде, заявил о судьбоносности решений по интеграции двух стран, напомнил о проблемах международного характера и санкциях, а также в очередной раз выразил надежду, что страны Запада «обратятся к голосу разума» и сядут за стол переговоров, и лишь вскользь упомянул вопросы обороны и безопасности.

В свою очередь, Путин сделал основной упор на экономическом сотрудничестве двух стран, в шутливой манере напомнив, что Москва подчас помогает Минску даже в ущерб себе, имея в виду содействие строительству БелАЭС и сокращение из-за этого поставок российского газа в республику. При этом он отметил положительные моменты в развитии двусторонних отношений, добавив, что Белоруссия и Россия в целом должны быть удовлетворены тем, как сегодня развивается сотрудничество. Он также пообещал поддержку развитию атомных проектов и науки в республике, а также анонсировал дальнейшее развитие кооперации по развитию высокотехнологичных производств.

Закрытые переговоры в расширенном составе в Минске продлились 2,5 часа, что по меркам предыдущих встреч делегаций и лидеров двух стран достаточно немного. Это может свидетельствовать о том, что к мероприятию большинство тем уже было проработано на самом высоком уровне и от президентов требовались лишь их утвердить. Как заявил позже А. Лукашенко, стороны обсудили весь комплекс социально-экономических вопросов и «дальше будет легче». «Я думаю, люди оценят наши решения, которые мы здесь приняли на сегодняшний день и на стратегию», - сказал он. В. Путин также был немногословен, повторив свои слова о росте товарооборота и развитии совместной кооперации, подчеркнув, что «сегодняшняя встреча была очень результативной» и «люди будут оценивать выработанные в ходе переговоров решения по результатам совместной работы».

Из заявлений двух лидеров стало понятно, что вопросы безопасности и международной повестки дня они оставили на личную встречу, по итогам которой была дана совместная пресс-конференция. Именно к ней было приковано особое внимание не только в Минске и Москве, но и Киеве, где ждали хотя бы намека на то, чего им стоит ожидать в ближайшее время. Однако украинские власти, по всей видимости, оказались разочарованы, так как ни Лукашенко, ни Путин не сделали никаких резких или неожиданных заявлений. Ответы двух лидеров на вопросы журналистов были весьма осторожны, а тема Украины практические не звучала.

В частности, помимо многочисленных слов о стойкости белорусского и российского народов, успешном противостоянии санкциям совместными усилиями, важности и потенциале сотрудничества двух стран, возможностях и перспективах импортозамещения и прочего, стало известно, что стороны согласовали все основные параметры в энергетике, чего еще несколько дней назад правительственным делегациям сделать не удавалось. Как заметил Лукашенко, уже даны поручения доработать программу по созданию единого рынка газа, а Минск удовлетворен условиями ценообразования на ближайшие три года, с учетом того, что в 2023 году цена для республики будет «фиксированная и выгодная».

 В свою очередь, российский лидер подтвердил планы о полете белорусского космонавта в 2023 году, отметив, что Лукашенко принял его приглашение в ближайшие дни посетить центр подготовки космонавтов в России перед неформальным саммитом СНГ в Санкт-Петербурге. Пришлось Путину снова говорить и о том, что волнует некоторую часть белорусского общества, подверженного западному влиянию, и заверить их в том, что у России нет заинтересованности «кого-либо поглощать», так как «просто нет целесообразности в этом». При этом Лукашенко отметил, что лишить Белоруссию независимости и суверенитета хотел Запад, а Россия, наоборот, протянула руку помощи.

Не стали неожиданными и заявления двух лидеров относительно международной повестки дня и совместной обороны. Путин сообщил, что текущее военное сотрудничество двух стран усилится, начиная от совместных учений и работы военной промышленности и заканчивая общей системой ПВО и другими параметрами «единого оборонного пространства». При этом он подтвердил, что РФ и Белоруссия продолжат практику совместных военных учений и будут заниматься созданием новой военной техники. В этой связи Путин напомнил, что белорусские военные летчики будут обучены управлению самолетами, на которые установлены ракеты «со специальной боевой частью», а Лукашенко подтвердил, что у республики уже есть такие машины, которые способны нести «специфические боеприпасы». Об этом, как и том, что в Белоруссии появились комплексы С-400 и «Искандер», лидеры двух стран говорили и ранее, стремясь продемонстрировать свою решительность защищать Союзное государство любыми необходимыми для этого способами.

В целом же ответы президентов двух стран не носили в себе никакого чрезвычайного характера, а в ряде случаев и вовсе были далеки от проблем международной повестки дня. Например, Путин и Лукашенко признались, что смотрели финал ЧМ по футболу и отдали должное сборной команде Аргентины. Такой дружеский формат встречи, где не было никаких споров или взаимных упреков, а серьезные военно-политические вопросы не выносились на всеобщее обозрение, должен был продемонстрировать всем, что сегодня между Минском и Москвой нет никаких противоречий. Есть уверенность в том, что их дальнейшие действия станут «базой для будущего рывка РФ и Белоруссии вперед».

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1771
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика