Конец ноября можно обозначить как этап «перезагрузки» внешней политики Кыргызстана, вызванный очередным витком развития дипломатических отношений государства «с широким географическим охватом» как азиатских, так и европейских стран.
29 ноября послы Индии Арун Кумар Чаттержи и Японии Хидеки Года, а также глава представительства Европейского союза Мэрилин Иосефсон вручили верительные грамоты главе государства Садыру Жапарову, выразив свою готовность вывести отношения на новый уровень для дальнейшего развития связей в политической, торгово-экономической и иных сферах, представляющих взаимный интерес.
В свою очередь, Жапаров провел двусторонние встречи с каждым из послов, обсудив широкий спектр вопросов двусторонних отношений и демонстрируя растущий интерес к появлению в Центрально-Азиатском регионе новых внешних «игроков».
Отметив имеющийся нереализованный потенциал в торгово-экономической сфере с Японией, президент Кыргызстана выразил надежду на углубление стратегического партнерства со Страной восходящего солнца.
По официальным данным Национального статистического комитета Кыргызстана, за январь-сентябрь 2022 года удельный вес Японии в общем объеме внешнеторгового товарооборота составил всего 0,7%, достигнув 57 млн долларов. Для сравнения: с Российской Федерацией внешнеторговый товарооборот приближается к более чем 2,2 млрд долларов с удельным весом в 26,5%.
Стоит отметить, что практически весь двусторонний внешнеторговый товарооборот формируется за счёт импорта из Японии (56,5 млн долларов). По сути, Кыргызстан служит малозначимым направлением для сброса японского «некондиционного ширпотреба».
Несмотря на приведенные цифры, особенно экспорта в Японию в размере ничтожных 389,9 тыс. долларов, Жапаров по-прежнему рассматривает Токио как близкого и главного партнера, поскольку между народами якобы установлены тесные дружеские связи. Возникает вполне закономерный вопрос: насколько удачным окажется выбор японцев в качестве отдельного вектора внешней политики Кыргызстана.
Очевидно, что многолетнее сформированное российско-кыргызское взаимодействие не пострадает, чего не скажешь про еще одного, не менее важного партнера Кыргызстана – Китая, для которого Япония является принципиальным конкурентом в Азии.
Наметив в среднесрочной перспективе прагматичный курс, направленный на многовекторную внешнюю политику, Жапаров также подтвердил главе представительства Европейского союза Мэрилин Йосефсон свое намерение дальнейшего расширения и укрепления отношений с ЕС в духе доверия и взаимовыгодного партнерства. Надо отметить, что в приоритеты названного интеграционного объединения не входит плодотворное торгово-экономическое сотрудничество с центральноазиатской страной.
Если вновь обратиться к статистическим данным, то внешнеторговый товарооборот Европейского союза и Кыргызстана за девять месяцев этого года составил чуть более 370 млн долларов с удельным весом в общем объёме свыше 4%, что не поддается никакому сравнению с данным показателем четырёх стран ЕАЭС (Арменией, Беларусью, Казахстаном и Россией), внешнеторговый товарооборот которых с Кыргызстаном составляет более 3 млрд долларов при удельном весе в общем объёме порядка 38%. При этом экспорт из Кыргызстана в Евросоюз в основном сосредоточен на нескольких сырьевых товарах, в том числе на сырой нефти, газе, металлах и хлопковом волокне. В импорте преобладают машины и транспортное оборудование, а также другие промышленные товары.
Между тем на встрече с министром иностранных дел Жээнбеком Кулубаевым глава представительства ЕС Мэрилин Йосефсон подчёркивает твердую приверженность Союза дальнейшему укреплению взаимоотношений как с точки зрения двустороннего, так и регионального политического диалога не только в области безопасности, пограничного контроля, а также в целях развития торговли и частного сектора, водных ресурсов и энергетики, цифровизации, перехода к зелёной экономике.
Однако, в отличие от правительства Кыргызстана, Европейский союз не намерен трансформировать свою внешнюю политику в сторону стратегического партнерства, используя новые методы и подходы. Очевидно, что это интеграционное объединение будет работать «по кальке», используя прежнюю стратегию 2019 года «ЕС и Центральная Азия: стратегия для нового партнерства», в основу которой лег принцип поддерживать правительства стран региона в случае продолжения их движения по пути демократизации и реформ.
В итоге перед главой представительства Мэрилин Йосефсон будут поставлены те же задачи, которые она попыталась «претворить в жизнь», будучи европослом в Таджикистане.
Поэтому на практике основным направлением деятельности ЕС в Кыргызстане по-прежнему будет являться поддержка и развитие гражданского общества через финансирование «независимых» международных и местных партнёров, а также агентств развития – UNICEF, GIZ, UNDP, Всемирный банк, ЕБРР. При этом ЕС будет полностью исключена «деполитизированная» повестка экономической кооперации, так востребованная действующим главой Кыргызстана.
Очевидно, что в данном контексте Кыргызстану стоит обратить особое внимание на Индию, отношения с которой всегда основывались на взаимном доверии и дружбе. В ходе встречи с послом Индии Аруном Кумаром Чаттержи Садыр Жапаров подчеркнул, что Кыргызстан делает упор на привлечение прямых инвестиций из Индии в такие отрасли, как энергетика, перерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, медицина и туризм.
Кроме того, обе стороны отмечают постоянный рост торгово-экономического сотрудничества, являющийся, в отличие от ЕС и Японии, приоритетным направлением двусторонних отношений двух стран.
Так, за девять месяцев 2022 года внешнеторговый оборот составил 93 млн долларов, при этом его удельный вес в общем объеме - свыше 1 %, что является достаточно высоким показателем для отдельно взятой страны.
Большую часть в структуре внешнеторгового оборота занимает импорт из Индии в Кыргызстан - порядка 83 млн, остальную часть составляет экспорт - свыше 9 млн долларов. Приток прямых иностранных инвестиций Индии за шесть месяцев этого года в кыргызскую экономику составил 324,4 млн долларов. Для сравнения: прямые иностранные инвестиции РФ – свыше 100 млрд долларов.
В связи с этим представляется, что реальной перезагрузкой экономики Кыргызстана может стать развитие торгово-инвестиционных проектов в новом формате Кыргызстан – Россия – Индия – ЕАЭС, который послужит активному развитию взаимовыгодных и долгосрочных отношений, защищённых от воздействия санкционного давления и торговых войн.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram