Борьба с коррупцией в Молдове как инструмент против политических оппонентов - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 21.05.2024 |

Борьба с коррупцией в Молдове как инструмент против политических оппонентов

Одним из главных популистских лозунгов, который использовали Майя Санду в избирательной президентской кампании и партия PAS перед досрочными парламентскими выборами, было обещание искоренить коррупцию и провести «реформу юстиции» в Молдове. Этот месседж был выбран неслучайно: юстиция Молдовы уже достаточно давно трансформировалась в узкую коррумпированную касту и в период олигархического режима Плахотнюка являлась его составной частью и одним из главных его инструментов. Собственно, именно контроль над юстицией страны и позволил олигарху, которому фактически принадлежала Демократическая партия Молдовы, подавить своих партнеров по проевропейской коалиции, а самого сильно из них – Владимира Филата – даже определить на 9 лет в тюрьму.

М. Санду, для которой В. Филат является практически «крестным отцом в политике», смогла усвоить этот урок, сделать правильный вывод из происшедшего и понять, что залогом успешного и спокойного пребывания во власти для проевропейского политика в РМ является контроль над юстицией. Именно поэтому основными точками конфликта в коалиции, созданной в 2019 году Партией социалистов и проевропейскими партиями PAS и «Платформа DA», стали вопросы назначения ключевых фигур в молдавской юстиции - новых членов Конституционного суда и генерального прокурора. Правительство, сформированное представителями PAS, упорно продвигало свою кандидатуру в лице Штефана Глигора, руководившего одним из прозападных НПО. Однако его шансы занять ключевую должность в молдавской юстиции с самого начала были невысоки.

По результатам проведенного в соответствии со всеми нормами конкурса должность генерального прокурора занял Александр Стояногло, который обозначил главные приоритеты своей деятельности: реформа и очистка системы прокуратуры, а также расследование резонансных дел, в первую очередь о «краже миллиарда» из банковской системы Молдовы.

Именно по этому наиболее скандальному уголовному делу можно констатировать заметный прогресс – из органов прокуратуры были уволены наиболее одиозные служители режима Плахотнюка, против которых были начаты судебные уголовные процессы. В первую очередь был отстранен от должности главы Антикоррупционной прокуратуры Виорел Морарь – одна из самых одиозных фигур молдавской юстиции времен режима Плахотнюка.

Что касается расследования «кражи миллиарда», то это дело пришлось начинать практически с самого начала, поскольку до этого оно расследовалось чисто формально, а следственные действия велись в абсолютно неверном направлении. Уже при новом генеральном прокуроре следствие занялось не только теми компаниями, через которые финансовые средства выводились из Молдовы, но и высшими чиновниками Национального банка, в обязанности которых входили надзор и контроль за финансовыми транзакциями. Некоторые из них были задержаны, но впоследствии или переведены решениями судов под домашний арест, или вообще отпущены на свободу.

Также прокуроры занялись и чиновниками правительства вплоть до экс-премьеров Юрия Лянкэ и Кирилла Габурича, которые были причастны к выдаче государственных гарантий трем «выпотрошенным» банкам. При этом нельзя не отметить, что за решения о выделении этих гарантий в 2015 году на заседании правительства Молдовы голосовали нынешний президент М. Санду в качестве министра образования и нынешний спикер парламента Игорь Гроссу в качестве тогдашнего заместителя Санду.

Дело о «краже миллиарда» оказалось очень объемным и прошло достаточно много времени, чтобы «зачистить» многие следы. Именно поэтому реальных «посадок» не произошло, и это, по мнению новой власти, стало главным показателем «неэффективности» действий Стояногло.

Еще одной причиной отсутствия «посадок» стало то, что главная черта деятельности Стояногло на посту генерального прокурора заключается в том, что, в отличие от своих предшественников, он действовал строго по закону. А законы в Молдове, как всем хорошо известно, весьма далеки от совершенства. Иногда создается впечатление, что они создавались и принимались исключительно с целью оставить возможность их обходить тем, кому нужно и «положено».

Тем не менее А. Стояногло удалось проводить действительно независимую ни от каких молдавских политиков линию в деятельности своего ведомства, и этим он, конечно, никак не мог устраивать президента Санду. «Красными линиями» для того, чтобы власть перешла в активную атаку на Стояногло, стали два события. Первое – в ходе одной из пресс-конференций генпрокурор сообщил, что экс-глава Антикоррупционной прокуратуры Морарь, оспаривающий свое увольнение в суде, делится конфиденциальной информацией с представителем ЕС в Молдове Петером Михалко. Второе – в ходе расследования дела о «краже миллиарда» стал известен эпизод, по которому от уголовного преследования была освобождена главный бухгалтер одного из банков, являющаяся тещей одного из вице-председателей партии PAS Литвиненко, который в нынешнем правительстве занимает пост министра… юстиции!

Именно под руководством Литвиненко уже на следующий день и была организована процедура отстранения Александра Стояногло от должности и его задержание сотрудниками Службы информации и безопасности. Против отстраненного генпрокурора было возбуждено уголовное дело о превышении служебных полномочий.

       

Сейчас А. Стояногло уже полгода находится под судебным контролем, который регулярно продлевается. Однако до судебного разбирательства далеко, да никто с этим и не торопится – очевидно, что судебные слушания станут провалом для тех, кто сфабриковал это дело. Ну а пока М. Санду назначила на пост и. о. генерального прокурора своего человека Думитру Робу.

* * *

Патовая ситуация, в которой оказалась власть, потребовала новых громких уголовных дел, которые проиллюстрировали бы «борьбу с коррупцией» в Молдове. Такой фигурой был выбран Павел Филип, экс-премьер, занимавший пост главы правительства при Плахотнюке и бывший глава Демократической партии Молдовы. 6 мая в его доме был проведен обыск в рамках уголовного дела, открытого еще в декабре 2020 года по факту незаконного лишения консульства Молдовы на Украине участка и здания в Одессе. Реальная стоимость помещения в Одессе, которое занимало консульство, составляла порядка 450,5 тысячи долларов, а право пользования земельным участком оценивалось в более чем 1,3 млн долларов. При этом в отсутствие документов, подтверждающих право собственности, ответственные лица из МИД Молдовы совместно с рабочей группой вопреки закону взяли на себя роль оценщиков и самовольно установили цену недвижимости, на которую предлагалось совершить обмен, в 520 тысяч долларов. В захвате здания консульства обвиняется преступная группа во главе с экс-депутатом Демократической партии Владимиром Андронаки.

Сам П. Филип опубликовал в социальной сети заявление, в котором говорится что «в своей работе в правительстве я всегда руководствовался интересом страны и граждан и работал на лучшую Молдову. Я уверен в своей невиновности и докажу это. Я буду сотрудничать со следствием, я был всегда доступен властям для объяснения любой ситуации».

П. Филип, несмотря на то что в свое время являлся одним из приближенных лиц олигарха Плахотнюка, является скорее классическим технократом, чем одним из тех политиков, которые используют свое политическое и служебное положение в личных целях. Однако принадлежность к Демократической партии делает из него одиозный символ, который нынешняя власть в лице Санду и партии PAS использует в качестве объекта популистской атаки.

* * *

В сегодняшней Молдове, где уже в текущем году из-за провальной политики правительства рост цен на природный газ превысил 227% и 97% на теплоэнергию, где бензин и дизтопливо подорожали более чем на 47%, а продукты в среднем на 30%, власти вспомнили о «безошибочном», по их мнению, отвлекающем маневре – борьбе с коррупцией. В то же время этот лозунг служит отличным поводом для расправы с политическими конкурентами и оппонентами.

Происходящие в Молдове процессы наглядно демонстрируют, что существующие в форме НПО, в том числе и «правозащитные», структуры после прихода к власти практически мгновенно превращаются в более тоталитарные формы управления, чем те государственные структуры, которые до этого подвергались критике НПО за «нарушения прав человека» и «нетранспарентность».

Эти процессы вполне могут трансформировать государственный строй Республики Молдова в полностью авторитарный режим по образцу прибалтийских республик и еще более уродливое явление, чем существовавший ранее олигархический режим Плахотнюка.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1734
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика