Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) подготовила предложения по формированию системы "зеленого" финансирования в Евразийском экономическом союзе, частью которой может стать создание Евразийской фабрики "зеленого" проектного финансирования.
"Предлагается в перспективе создать Евразийскую фабрику зеленого проектного финансирования, нацеленную в том числе на "сквозные" инфраструктурные проекты, с привлечением институтов развития всех государств ЕАЭС, а также ЕАБР и ЕЭК", - сообщила на брифинге в среду помощник председателя ЕЭК Ия Малкина.
Предполагается, что страны ЕАЭС создадут евразийскую систему эколого-климатического регулирования и обеспечат взаимное признание национальных углеродных правил, в том числе для отказа государств союза "от введения во взаимной торговле ограничительных мер, мотивируемых климатическими целями".
Соответствующие предложения содержатся в подготовленном департаментом макроэкономической политики ЕЭК докладе о концептуальных подходах к "зеленой" экономике в ЕАЭС, сообщила Малкина.
Помимо создания Евразийской фабрики проектного финансирования в сфере климата в докладе упоминается создание льготных налоговых режимов. "Мог бы быть использован опыт использования в Российской Федерации соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Этот инструмент гарантирует инвестору неухудшение правового режима, действовавшего "на входе" в течение всего срока реализации инвестпроекта. Видится возможным и оправданным в сфере зеленых инвестиций предоставить такую гарантию непосредственно в договоре (о ЕАЭС - ИФ), причем всем инвесторам ЕАЭС, а не только заключившим с государством СЗПК, как это действует сейчас в России", говорится в докладе.
Еще одним инструментом должно стать льготное кредитование - предоставление гриниума, скидки "на зеленость", при организации финансирования, правда, внедрение этого механизма на уровне ЕАЭС потребует времени.
"Международный опыт показывает, что существенный гриниум возможен на финансовых рынках, где ставки изначально достаточно высоки. Однако в государствах - членах ЕАЭС преждевременно сразу рассчитывать на гриниум за счет совпадения интересов инвесторов и компаний (или рыночных механизмов). На первом этапе необходимо дополнить рыночные механизмы развития зеленого финансирования государственными", - отмечают авторы доклада.
В докладе отмечается, что "развитие системы зеленого финансирования в государствах - членах ЕАЭС находится на начальном этапе". Только две страны, Россия и Казахстан, разработали основополагающие документы системы "зеленого" финансирования. Правительство РФ в июле 2021 года утвердило основные направления "зеленого" финансирования, в сентябре - таксономию "зеленых" проектов. Казахстан утвердил свою таксономию климатических проектов, финансирование которых может осуществляться через "зеленые" долговые инструменты, в январе 2021 года, а с 1 июля документ вступил в силу.
В связи с этим разработка сразу общих для стран-участниц ЕАЭС требований к ESG-стандартам и ESG-отчетности является более целесообразной, нежели их создание на национальном уровне, считают в ЕЭК.
Для создания таксономии на уровне ЕАЭС предполагается использовать международный опыт: "было бы оптимально, взяв за основу принятые в Глазго (26-я конференция ООН по изменению климата, COP26 - ИФ) правила и дополнив их нашими приоритетами в области экологии, природопользования и адаптации, разработать и утвердить единые принципы и правила в отношении климатических проектов и углеродных единиц в рамках ЕАЭС", пишут авторы доклада.
Одновременно ЕАЭС будет продвигать свое видение международного климатического регулирования, представить которое может уже на очередной конференции COP27, запланированной на ноябрь 2022 г. в Египте.
Источник: Интерфакс