
Несмотря на введённые с 2014 года Украиной антироссийские санкции по экспорту/импорту продукции, услуг и сырья, Киев остаётся главным бенефициаром по транзиту санкционной продукции по российской территории в третьи страны. Вопреки обычному принципу зеркального реагирования Москва не стремится на практике ответить Киеву реальными ограничениями, хотя в ответ получает лишь новые претензии.
Напомним, 24 июня 2019 года Владимиром Путиным был подписан указ о внесении изменений в ранее введённые санкции против Украины, разрешающий транзит санкционных продуктов. На этом послаблении компаниям соседнего государства удалось за это время сэкономить примерно $13 млн. Каждый транзитный рейс становится дешевле не менее чем на $5 тыс.
Данный документ упростил возможность ввоза на территорию РФ запрещённую продукцию из стран, находящихся под ответными санкциями Москвы, введёнными с 2014 года. Правда, в нём указывается условие, которому обязана соответствовать продукция: грузы могут следовать без длительных остановок до пункта назначения, не останавливаясь в России, а сам транзит должен отслеживаться специальной системой контроля, разработанной «Центром развития цифровых платформ» (ЦРЦП). Водителям необходимо оформлять специальные талоны для проезда.
Выгода украинской стороны понятна, однако остаётся вопрос, зачем Россия пошла на уступки политическому и экономическому недругу, в которого за последние годы превратилась Украина. Как отметил член экспертного совета Института инновационного развития Сергей Губа, официальный Киев сделал всё возможное и невозможное, чтобы заставить Москву искать обходные пути российского транзита в Европу. А в качестве ответных мер наблюдается лишь… упрощение для Украины транзитных линий в третьи страны.
Первенство украинских перевозчиков санкционных товаров по российской территории удалось определить благодаря данным ЦРЦП – разработчика системы отслеживания перевозок товаров автомобильным и железнодорожным транспортом. Специалисты отметили, что ожидают значительное повышение спроса на транзит «санкционки» через Россию автомобильным и железнодорожным транспортом с 4,5 тыс. рейсов за 6 месяцев до 82 тыс. за год с применением системы электронных пломб на основе ГЛОНАСС, которые разрешены с середины июля текущего года. Такой прогноз сделали сотрудники ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ).
К концу сентября совершено 4,46 тыс. перевозок. Большая часть «неликвидных товаров» приходится на пищевые продукты. Через Россию чаще всего перевозили следующее: мясо и мясные субпродукты – 37% рейсов, продукты из зерна и злаков (12%), бумага и картон (9%), молочные продукты (9%), фрукты и орехи (5%), какао (4%), рыба и ракообразные (3%).
Основная масса санкционной продукции в марте-сентябре следовала по России транзитом с Украины – отсюда стартовали 2,7 тыс. рейсов, что составляет 61% от общего количества перевозок. Больше всего, как удалось определить ЦРЦП, поездок совершили в Казахстан, куда из общего числа совершено 2 тыс. рейсов. Вторым был Азербайджан с без малого 400 рейсами украинских поставщиков, завершила тройку государств Грузия – немногим более 300 поездок. На втором месте транзитёров стоит Польша, откуда совершили 573 рейса-доставки, напомним, что Варшава тоже является ярой сторонницей санкций против России.
На фоне политического охлаждения отношений с Россией Украина ежегодно с 2014 года усиливает санкции против Москвы, которые касаются среди прочего экономической сферы. В ход идет все – разрыв межгосударственных соглашений, запрет на импорт ряда товаров, персональные санкции против политиков, чиновников, бизнесменов. На этом фоне выглядит непонятным даже частичное послабление в отношении завинчивающего гайки Киева. Власти Украины требуют от Евросоюза и США новых санкций для Москвы за выборы в местное самоуправление в Крыму, за «отравление» Навального, за поддержку белорусского президента А. Лукашенко. Надуманные поводы навязать санкции России и послабления со стороны Кремля этим странам, мягко говоря, удивляют либо заставляют подозревать скрытый глубинный подтекст.
Одновременно эксперты от логистики отмечают выгодную инфраструктуру для доставки продукции российскими путями сообщения. Дороги России позволяют сократить не только расстояние, но и таможенные проверки, если сравнивать с обходными сухопутными маршрутами. Для Украины, к примеру, такой «крюк» в страны ЦА уменьшается на четверо суток, а стоимость рейсов для перевозчиков сокращается на 30%. Эти цифры озвучили представители ЦРЦП и подтвердили сотрудники Минтранса России.
России выгоднее будет самой наладить собственный экспорт на сопредельные территории. Для этого необходимо консолидировать контроль госорганов за сферой экспорта и заинтересовывать соседние государства собственной продукцией, качество которой подчас выше аналогов из той же Украины. Требует тщательного подхода и таможенное законодательство страны-экспортёра, чтобы российский экспорт работал на экономику вдвойне эффективнее, чем сейчас планируют получить от транзитных услуг.
Одновременно эти меры помогут устранить практику лжетранзита, когда санкционные продукты ввозят в Россию якобы на принципах транзитного груза, а сами разгружают контрафакт в одном из российских городов для последующей незаконной реализации. Как отметил в беседе с журналистами руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт, контрабандисты изощряются в попытках провезти свою продукцию на территорию России. Чтобы эффективно бороться с подобным мошенничеством, РСН предлагает действенно наказывать нечистоплотных перевозчиков конфискацией машин и грузов, а шоферам запрещать въезд на российскую территорию сроком в пять лет.
Таким образом, упростив систему экспорта и наладив соглашения с государствами СНГ, которые в большинстве случаев выступают импортёрами продуктов питания, Россия сможет решить вопрос реализации для собственных поставщиков мясомолочной, рыбной, кондитерской, хлебной продукции, а также поставок плодоовощного товара. Способствуют данной тенденции и карантинные меры. В данном случае они не портят экономику, а помогают ей. В том же Россельхознадзоре с 4 сентября текущего года ввели временный запрет транзита через Россию сельскохозяйственных птиц и животных, продукции животноводчества с Украины. Вынужденная мера регулятора была вызвана вспышками опасных заболеваний, разносимых животными. Украинская сторона многократно игнорировала запросы российского ведомства о проводимых Киевом мерах для предотвращения распространения гриппа птиц, африканской чумы свиней (АЧС) и других опасных заболеваний. Нарушали украинские «гости» и правила пересечения границы при транзите живых животных.
Сложившаяся ситуация может быть фактором налаживания собственного экспорта на территорию ближайших соседей. Россия имеет возможность из кризисных явлений и существующей «войны запретов» извлечь пользу, что даёт шанс собственным производителям пищевой продукции расширить горизонты сотрудничества в рамках СНГ и дальнего зарубежья. На уровне приграничных регионов данная практика осуществляется уже давно, остается перевести её на федеральный уровень.
В любом случае попытки «умилостивить» враждебно настроенный официальный Киев, давая ему экономические поблажки, ни к чему полезному для РФ не приведут.