На протяжении прошлого века территория нынешних стран Балтии дважды оказывалась в эпицентре войны: с 1914 по 1920 г. и с 1941 по 1945 г. Понятно, что отзвуки этих кровавых конфликтов до сих дают о себе знать: в лесах находят останки солдат, их вещи, оружие и остатки военной техники. В середине января в Латвии перезахоронили останки еще 67 российских воинов.
Но зачастую властям не по душе деятельность поисковиков. 6 февраля распространена информация о том, что департамент культурного наследия (ДКН) при Министерстве культуры Литвы требует от ассоциации военной истории «Забытые солдаты» снести памятники воинам Красной и Русской императорской армий.
Как сообщил президент ассоциации Виктор Орлов, ему позвонили из Вильнюсского самоуправления и предупредили, что руководитель департамента Диана Варнайте обратилась к ним по вопросу памятников. Варнайте сомневается, что это именно те останки, памятники которым поставлены на кладбище в Вильнюсе. Более того, хотя чиновница хочет снести постаменты, останки она предложила не эксгумировать и оставить их безликими как «неопознанные».
Оштрафовали за «незаконное перезахоронение»
Казалось бы, что может быть благороднее дела поисковика, ищущего солдатские останки для того, чтобы предать их достойному захоронению? Но, как показывает жизнь, даже на такую деятельность в Прибалтике смотрят косо и готовы при случае вставить палки в колеса. В минувшем декабре литовский ДКН назначил штраф в размере 1448 евро поисковой организации «Забытые солдаты». За что? За «незаконное перезахоронение» советских солдат на Антакальнисском кладбище в Вильнюсе!
Упомянутая выше директор ДКН Д. Варнайте разъяснила, что штраф назначен за то, что как сама процедура перезахоронения, так и место, и памятник с контурами пятиконечной звезды не были согласованы с МИД и Минкультом Литвы, как того требуют государственные законы. Варнайте заметила, что нет сомнений в том, что звезда относится к советским символам, которые ныне в Литве под официальным запретом. По её словам, глава «Забытых солдат» В. Орлов признал факт нарушений и согласился с обвинениями.
Однако сам В. Орлов заявил, что намерен опротестовать решение. «Я оспорю данный штраф, поскольку считаю его незаконным по простой причине: ещё в сентябре та же организация, т. е. ДКН, приняла решение, что я ничего не нарушил и действовал в рамках законов Литвы», – сказал поисковик. Орлов признал, что не обращался ни в МИД, ни в Минкульт, поскольку останки погибших в 1944 г. солдат перезахоронили ещё в 2013 г., когда действовали другие законы и достаточно было получить разрешение Вильнюсской мэрии. Орлов пояснил, что останки были обнаружены в 2010 г. в Швенченском районе, их долгое время хранили у судмедэкспертов университета им. М. Рёмериса – оттуда поисковики и забрали их для захоронения. Глава поисковой организации добавил, что личности шести из семи перезахороненных военных были установлены, поисковики связались с их близкими. Он также заметил, что у организации есть все разрешения на проведение подобных процедур.
На памятнике указаны шесть фамилий, и есть надпись, что останки седьмого принадлежат неизвестному солдату, отмечена и дата их смерти (10-11 июля 1944 года), также есть пятиконечная звезда. В. Орлов считает, что этот символ законами Литвы не запрещён. «Это пятиконечная звезда – пентаграмма, о ней в том законе (о запрете советской символики. – Р.Х.) ничего нет. Если рассматривать этот вопрос с точки зрения ассоциации – с чем она ассоциируется? Как вы считаете, кто похоронен в том месте? Красноармейцы, которые воевали под этим флагом. Извините, но если взглянуть на дух закона, на памятнике нет серпа и молота, нет красной звезды. Есть только чёрный гранитный камень и контуры звезды. Если у вас имеется автомашина, то только на её номере таких контуров больше десяти», – возмущается глава организации. По словам Орлова, в ДКН также остались недовольны находящимся неподалеку памятником с ещё одной звездой и надписью на русском языке: «Воина, коммуниста, отца, мужа помним и скорбим». Эта надпись появилась в 2015 г., её сделали близкие покойного.
Тот самый «спорный» памятник
Сами представители Вильнюсской мэрии ранее сказали, что разрешение на перезахоронение было выдано, но памятники со звездами появились без разрешения. «Усилиями ассоциации найденные останки воинов Второй мировой войны не только идентифицированы, но и с почестями перезахоронены на воинских кладбищах. К сожалению, ухудшение литовско-российских отношений, а вернее сказать, отсутствие всяких отношений пагубно отразилось на этом важнейшем деле сохранения исторической правды и памяти. В последнее время работе ассоциации стали чиниться различные препятствия, штампуются подведомственные акты, осложняющие работу, а то и просто налагают штраф на руководителя поисковой ассоциации», – пишут «Забытые солдаты».
В организации отмечают, что перезахоронены не просто солдаты, а граждане единой страны, которые выполняли свой воинский долг в соответствии с конституцией государства (СССР), существовавшего де-юре и де-факто. «Мы не знаем правового акта, который бы приравнял советского солдата к нацистскому, фашистскому солдату. Был Нюрнбергский процесс, где всё было названо своими именами. Сейчас такими действиями кто-то хочет пересмотреть этот вердикт, руководствуясь двойными стандартами! Сколько можно пиариться на костях людей, которым мы обязаны своей жизнью?! Не было бы их, не было бы и вас, господа. Историю невозможно переписать. История нас учит, указывая на те ошибки, которые были допущены. Она помогает осознать и понять, как нам вместе выстраивать наши взаимоотношения, чтобы не допустить того ужаса войны и лихолетья, которое пришлось пережить нашим предкам», – подчёркивают поисковики.
Похоронены как «неизвестные»
А вот ещё одна неблаговидная история – власти Юрбаркского района Литвы распорядились захоронить на деревенском кладбище найденные останки пяти советских пограничников, погибших в первые часы 22 июня 1941 года, как «неизвестных». «Останки пяти сотрудников Пограничных войск НКВД СССР были обнаружены в лесу в 2013 году. 1 июня 2017 года, после того как были завершены все необходимые юридические процедуры, я направил письмо в адрес мэра района Скирмантаса Моцкявичюса с просьбой захоронить останки пограничников с воинскими почестями на кладбище советских воинов в Юрбаркасе. Местная власть просьбу проигнорировала и приняла иное решение», – сожалеет глава республиканской ветеранской организации Юлюс Декснис.
Ситуацию прокомментировал и Виктор Орлов: «В Литве часть госчиновников и представителей местной власти всегда без удовлетворения относилась к торжественным захоронениям останков солдат Красной армии, найденных поисковиками на полях былых боев. Но всякий раз как-то удавалось находить компромисс, останки предавали земле со всеми подобающими случаю почестями. На погребениях присутствовали делегаты от власти, священнослужители, ветераны войны, местные жители и так далее. Военнослужащие роты почётного караула литовской армии опускали в землю стилизованные гробы. Непременно звучал прощальный ружейный залп. Ритуал был торжественно-траурным. На этом фоне поведение местной власти в Юрбаркском районе не укладывается в рамки здравого смысла», – отмечает В. Орлов.
По его словам, С. Моцкявичюс 13 июня сообщил, что никаких траурных мероприятий не будет, поскольку «останки пяти молодых людей мужского пола принадлежат неустановленным лицам». «Задним числом мы из письма мэра узнали, что советские пограничники ещё 25 апреля 2017 года погребены на деревенском кладбище как люди без роду и племени. Хочу отдельно подчеркнуть: в прежние времена безродных, неизвестных хоронили за оградой сельских кладбищ вместе с утопленниками, самоубийцами и преступниками. Но погибшие 22 июня 1941 года пограничники 106-й погранзаставы Юрбаркского погранотряда – не самоубийцы и не воры. Во время раскопок при погибших были обнаружены фрагменты обмундирования, обуви и амуниции, стреляные гильзы, магазины к оружию и его фрагменты, денежные знаки того времени и другие артефакты. Это зафиксировано в документах Каунасской окружной прокуратуры. Она же сделала заключение, что "останки, возможно, принадлежат солдатам русской армии времён II мировой войны"», – рассказал поисковик. Орлов отмечает, что данное заключение было написано 20 февраля 2017 года, за два месяца до погребения военнослужащих на деревенском кладбище.
Он подчёркивает: «Не знать о существовании такого документа власть Юрбаркского района не могла – но проигнорировала позицию прокуроров. Этот шаг идеально укладывается в тенденции, которые сегодня доминируют в стране. Мы говорим о разного рода попытках переписать историю ХХ века, о стремлении принизить роль Вооружённых сил СССР при защите территории Литвы от немецких агрессоров в 1941 году и при освобождении летом 1944 года. О желании власти стереть из народной памяти информацию об ужасах немецкой оккупации Литвы в 1941-1944 годах».
Но, в свою очередь, ветераны Второй мировой войны, воевавшие на стороне антигитлеровской коалиции, и литовские поисковики делают все возможное, чтобы правда о пяти погибших в бою пограничниках, которых пытаются выставить «безродными» заявила о себе в полный голос.
Чуда пока не случилось
Поисковики не опускают рук. Латвийский общественный деятель, бывший депутат Сейма Регина Лочмеле-Лунёва, участвующая в деятельности поисковых отрядов, сообщила, что в 101-ю годовщину знаменитых «рождественских» боёв на Пулеметной горке близ Тирели (под Ригой) с воинскими почестями были перезахоронены 67 солдат Российской императорской армии. Их останки были подняты участниками латвийских поисковых отрядов Leģenda, Ordenis и Venta, работавшими совместно с поисковиками из Литвы, России, Германии, Великобритании, Канады, США, Норвегии, Нидерландов и Финляндии.
«Судя по обнаруженным знакам отличия, – рассказала Регина, – среди тех, кого мы нашли в безымянных лесных могилах, были стрелки и латышских полков, и VI Сибирского корпуса, и Черноморского полка. Более того (и вот это действительно чудо!), по двум найденным номерным медалям удалось точно установить имя одного из погибших солдат! Им оказался выходец из Владимирской губернии Елистратов Алексей Косьмич, православного вероисповедания, женатый, призванный на службу из несуществующей уже деревни Будыльцы в нынешнем Камешковском районе Владимирской области и погибший в бою у Пулеметной горки 17 января 1917 года. Мы приложили все усилия, чтобы найти потомков Елистратова, и в этом нам из всех сил помогали поисковики из Владимира, и лично – Олег Гуреев».
Р. Лочмеле-Лунёва получила от российского поисковика Гуреева письмо следующего содержания: «Регина, здравствуйте! Помню, что 13-го у вас захоронение. Чуда, к сожалению, пока не произошло. Родных Елистратова, увы, пока не удалось найти. Искали сотрудники Камешковского районного музея. Будыльцы существовали в Великую Отечественную. Есть сведения о погибших на войне жителях деревни Будыльцы. Среди них Елистратовых нет. Местные жители, старожилы не помнят людей с такой фамилией. В областном архиве в церковных записях есть сведения о родившихся и венчавшихся до революции жителях деревни Будыльцы. Но среди них Елистратовых обнаружить не удалось. Будем продолжать поиски. От имени всех, кто искал сведения, писал о Елистратове, благодарим вас за поиск и неравнодушие к нашей общей истории. Пусть латвийская земля нашему земляку и всем воинам будет пухом».
«Несмотря ни на что, я верю, что это не конец истории. Мы обратились в программу "Жди меня". И просто верим, снова верим в чудо. Потому что нельзя жить ни без веры, ни без памяти», – заключает Регина.
Стоит отметить, что в конце 1916-го – начале 1917 года у Тирельских болот между Бабитским озером и Олайне и у знаменитой Пулеметной горки шли упорные бои между российской армией и войсками кайзера. «Вот взлетают в воздух две красные ракеты, слышится отданная вполголоса команда, и серые полки приходят в движение. Тёмная волна катится вперед, разветвляется по ходам и растекается уже по ту сторону заграждений, как полая вода, налево и направо. Словно прорвавшая плотину река, вливаются они на поле боя, бурной струей несутся через овраги и равнину, по инерции толчками выплескиваются на высокий земляной вал и, всё разрушая и затопляя на своем пути, перекатываются через бруствер и прыгают с трёхметровой высоты на голову растерявшемуся противнику. Одновременно с латышами в наступление устремляются сибирские стрелки. Безмолвие кончилось. Ещё в заграждениях стрелков начали косить винтовочные пули и пулемётные очереди. Среди криков наступающих звучат стоны раненых и предсмертные хрипы умирающих. Вот падает один, а там на полуслове обрывается крик другого воина, словно невидимая рука зажала ему рот, но бурный поток стрелков мчится вперёд. Натужно хрипят уставшие от бега тысячи грудей. Гудит земля под ногами наступающих полков…» – писал о тех боях известнейший латышский писатель Вилис Лацис.