Отказ Молдовы от российского газа закончится захватом Moldovagaz - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 02.06.2025 |

Отказ Молдовы от российского газа закончится захватом Moldovagaz

В процессах, начавшихся в отрасли энергоснабжения Молдовы с приходом к власти Майи Санду и партии PAS в 2021 году и в первую очередь касающихся поставок природного газа в страну, уже достаточно ясно вырисовывается конечная цель, которая, впрочем, была достаточно очевидна еще четыре года назад.

Национальное агентство регулирования в энергетике (НАРЭ) назначило государственное предприятие Energocom основным поставщиком газа молдавским потребителям на три года. Свое решение регулятор энергетического рынка Молдовы объяснил риском того, что АО Moldovagaz не сможет выполнить обязательства по поставке газа после 31 июля из-за несоблюдения требования законодательства о разделении деятельности по поставке и транспортировки природного газа согласно пресловутому Третьему энергетическому энергопакету ЕС, который внедрен в РМ под давлением Евросоюза.  Фактически подобное решение можно смело приравнять к отзыву лицензии у главного молдавского газового предприятия, в котором контрольный пакет (50% + 1 акция) принадлежит российской газовой корпорации «Газпром».

Представители молдавской власти утверждают, что положения Третьего энергопакета предусматривают разделение АО Moldovagaz на три предприятия: по поставке газа, его транспортировке и распределению. Весь процесс должен был завершиться к 2026 году.

При этом дочерняя компания Moldovagaz — компания Moldovatransgaz, занимавшаяся транспортировкой газа, еще в сентябре 2023 года по решению властей отдала молдавские газотранспортные сети в аренду компании Vestmoldtransgaz – «дочке» румынского государственного газового оператора Transgaz. После этого цены на транспортировку газа выросли в несколько раз и были включены в тариф на газ. Однако Moldovagaz по решению правительства все равно должен разделить активы с Moldovatransgaz.

Завершить разделение должны были до 30 сентября 2026 года, но НАРЭ сократило срок до 31 июля 2025 года, пояснив, что агентство пересмотрело риски энергетической безопасности после того, как российский «Газпром» прекратил поставку газа в Молдову. Таким образом, уже в августе Moldovagaz может лишиться лицензии на поставку газа. Поэтому НАРЭ и поспешило назначить нового поставщика газа по регулируемым тарифам.

В свою очередь исполняющий обязанности председателя правления АО Moldovagaz Вадим Чебан сообщил, что акционеры предприятия не готовы к продаже части активов для соответствия требованиям Третьего энергопакета ЕС, внедрить который обязалось правительство Молдовы. По его словам, лишение компании, крупнейшим акционером которой выступает «Газпром», права распределять газ конечным потребителям не повлияет на ее финансовое положение.

«Все, что касается распределения и транспорта, компания продолжит оказывать эти услуги. У нас 12 газораспределительных компаний, которые обслуживают газораспределительные сети в регионах и Кишиневе, Energocom будет заказывать услуги у них», сказал Чебан, добавив, что компания продолжит обслуживать магистральные газопроводы для Vestmoldtransgaz. Также, по словам Чебана, дочерняя компания Transautogaz продолжит поставлять газ для метановых заправок и торговать газом на свободном рынке.

При этом в 2024 году убытки компании Moldovagaz составили около 36,7 млн долларов, хотя 2023 году компания имела прибыль в 70,2 млн долларов. Объясняется это тем, что закупочная цена на поставки газа с европейского рынка оказалась намного выше утвержденной НАРЭ. Курс доллара вырос больше, чем было рассчитано в законе о бюджете или в тарифах. И все это – просчеты компании Energocom, которая занималась закупками газа на европейских рынках.

Очевидно, что за всеми действиями нынешней власти Молдовы кроется коварный, но достаточно прозрачный план. Цель всех этих действий – скрытая национализация российской доли собственности в АО Moldovagaz, чтобы затем власти страны передали ГТС Румынии. Также еще одной целью режима Санду-PAS является полное прекращение возможности страны получать российский газ, невзирая на то, что только с ним в Молдове возможно снижение тарифа на газ и электроэнергию, а также повышение конкурентоспособности молдавской экономики.  В этом плане очевидны явные параллели с политикой, которую проводят, например, нынешние власти Германии, которые хотят запретить восстановление газопроводов «Северный поток» и «Северный поток-2», хотя это губительно отражается на экономике некогда самого индустриально развитого государства Европы.

Именно в рамках этого плана официальный Кишинев предпринял целый ряд шагов, которые спровоцировали кризис в поставках российского газа в Молдову. В первую очередь среди таких действий необходимо выделить откровенный саботаж в организации объективного аудита исторического долга АО Moldovagaz, который привел сначала к затягиванию выбора аудиторов, а потом и к его проведению компаниями, которые не были согласованы с российской стороной.

Естественно, что результаты этого аудита никак не могли быть признаны «Газпромом», а упорство молдавской стороны, выразившееся в отказе оплатить исторический долг, привело к прекращению поставок российского газа в Молдову до согласия молдавской стороны хотя бы на реструктуризацию долга.

В целом, если проанализировать все шаги нынешней власти Молдовы в области поставок газа в страну, начиная с момента прихода к власти, то ясно, что Санду и ее приближенные делали всё возможное для полного разрыва отношений с «Газпромом». Причем делалось это вовсе не потому, что у Молдовы есть какие-то более выгодные, более дешевые варианты закупки газа – таковых априори не существует, а из стремления любой ценой дистанцироваться от России.

В стране, находящейся фактически под внешним управлением, власть руководствуется не соображениями энергетической безопасности и развития экономики, не заботой о населении, а исключительно о выполнении инструкций, «спускаемых сверху», в данном случае из Брюсселя и Бухареста. А тенденции в этих политических центрах сегодня направлены на разрыв любых отношений с Российской Федерацией. Что же касается проблем самой Молдовы, то они там никого не волнуют.

Еще один важный аспект тех процессов, которые происходят в газовом хозяйстве Молдовы – поставки энергоресурсов в Приднестровье. У нынешней власти в Молдове есть планы добавить новые условия к механизму поставок газа в ПМР, получив важный рычаг давления на регион, и это вызывает серьезную обеспокоенность в Тирасполе. Министерство энергетики Молдовы недавно разработало поправки в закон о природном газе, которые, в частности, предусматривают возможность назначения правительством поставщика газа для Приднестровья.

Кроме того, в нем обозначено, что с 1 октября 2025 года крупные промышленные предприятия, потребляющие значительные объёмы газа, будут обязаны перейти на свободный рынок природного газа. В Тирасполе говорят, что это несет риски и угрозы энергетической стабильности региона. Последние решения молдавских властей явно сводятся к стремлению исключить «Молдовагаз» из схемы поставок голубого топлива на левый берег Днестра.

В ходе обсуждения экспертами  из Молдовы и Приднестровья вопросов в газово-энергетической сфере Кишинев и Тирасполь сошлись во мнении о необходимости сохранения устойчивого правового режима поставок сырья, учитывающего текущие риски и потребности потребителей Приднестровья. Все это говорит о том, что негативные сценарии энергетического кризиса, которые сложились в январе, пока не повторятся. Но риски остаются, а промышленность Приднестровья продолжает простаивать, и государственный бюджет непризнанной республики продолжает нести убытки.

В ситуации нарастания напряжения отношений между Молдовой и Россией и учитывая, что перед предстоящими в сентябре парламентскими выборами молдавские власти могут пойти на еще большую эскалацию, совсем не исключен вариант, при котором молдавские власти могут пойти на открытый «отжим» АО Moldovagaz. Еще в декабре прошлого года премьер-министр Дорин Речан поручил правительству страны подготовить законодательную базу для национализации активов компании АО Moldovagaz, контрольный пакет акций которой принадлежит, напомним, ПАО «Газпром». Поводом для этого послужило решение «Газпрома» остановить поставки газа в приднестровский регион с 1 января 2025 года из-за долга Молдавии за российский газ в размере $700 млн (71,2 млрд руб.), который Речан назвал выдуманным.

«Это решение принято вопреки действующему договору между "Молдовагаз" и "Газпромом", под предлогом исторического долга в более 700 млн долларов. Мы справимся с этой ситуацией, как справлялись и ранее с энергетическим шантажом России», – заявил тогда глава молдавского правительства и поручил министру юстиции Молдавии Веронике Михайлов-Морару подготовить поправки в законодательство, позволяющие национализировать предприятия. На сегодняшний день правительство может провести в парламенте любой законопроект, используя большинство партии PAS, но после выборов такой возможности уже не будет. Поэтому есть все основания ожидать «национализации» АО Moldovagaz в ближайшее время.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
981
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика