Спустя восемьдесят лет в море вновь выходят японские авианосцы - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 29.05.2024 |

Спустя восемьдесят лет в море вновь выходят японские авианосцы

К настоящему моменту в мировой «авианосный клуб» входят лишь девять стран: Великобритания, Индия, Испания, Италия, Китай, Россия, США, Таиланд и Франция. Но довольно скоро к этому клубу присоединится и Япония. В Токио объявили о завершении первых этапов модернизации своих универсальных десантных кораблей «Идзуми» и «Кага», которые смогут нести на борту истребители укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B. Что это будут за корабли и какие риски они принесут соседям Японии?

Корабли причудливой классификации

Два однотипных гиганта «Идзумо» и «Кага», введённые в эксплуатацию в 2015-17 гг., сейчас являются самыми крупными кораблями японского флота и крупнейшими со времен войны. Уже сами по себе их названия звучат медом для слуха японских милитаристов. «Идзумо» – такое название носил японский броненосный крейсер британской постройки, прославившийся во время русско-японской войны: он принял активное участие, в частности, в бою в Корейском проливе 14 августа (1 августа по старому стилю) с Владивостокским отрядом крейсеров, а девятью месяцами позже и в Цусимском сражении. «Кага» – авианосец времен Второй мировой войны, который в составе соединения вице-адмирала Тюити Нагумо «кошмарил» американцев и их союзников в Пёрл-Харборе, у берегов Новой Гвинеи и Австралии, в Индийском океане – и был потерян 4 июня 1942 года в сражении за Мидуэй. 

Когда 23 ноября 2009 года в Минобороны Японии анонсировали создание новых «Идзуми» и «Кага» (сначала они фигурировали под названием «вертолётоносцы проекта 22DDH»), там не скрыли, что рассматривают их в том числе в качестве противовеса тем авианосцам, которые строит Китай. Было объявлено, что проект 22DDH понадобится не только для патрулирования, противолодочной борьбы, эскортных и десантных операций, но и для транспортировки грузов и топлива, и даже для проведения «спасательных, гуманитарных и миротворческих миссий». Впрочем, в Токио никогда не скрывали, что, получив эти корабли, в первую очередь именно рассчитывают изменить в свою пользу баланс сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 2011 году контракт на строительство головного корабля стоимостью 113,9 млрд йен (около 1,5 млрд долларов на момент заключения контракта) получила японская судостроительная компания IHI Corporation.

В октябре 2012 года всё та же компания заполучила контракт на строительство корпуса и второго вертолётоносца проекта 24DDH. Оба судна были заложены на верфи предприятия IHI Marine United в Йокогаме. Строительство головного корабля серии с момента закладки до вступления в строй заняло три года (с 27 января 2012 по 25 марта 2015 года) – по нашим временам это весьма впечатляющий результат, ставший эффективной демонстрацией возможностей японской тяжёлой промышленности. Второй корабль заложили 7 октября 2013 года и ввели в эксплуатацию 22 марта 2017 года. Несмотря на то что финальный этап работ над «Кага» пришёлся на время спада японской экономики, повлёкшего рост трат, сроки строительства тоже были выдержаны. Стоимость «Кага» составила свыше 115,5 млрд йен.

 В официальных реестрах новые «Идзумо» и «Кага» числились, как «эскадренные миноносцы-вертолетоносцы», что звучит достаточно странно, примерно как «жирафо-леопард». По сути же они в изначальной своей версии являлись универсальными десантными кораблями, ибо каждый из них был приспособлен для перевозки и высадки 400 военнослужащих и 50 3,5-тонных грузовиков (или эквивалентного оборудования). При полном водоизмещении в 27 тысяч тонн и длине взлётной палубы в 248 метров японские УДК способны были брать на борт авиагруппу в составе 28 летательных аппаратов (вертолетов, конвертопланов, истребителей). Изначально главным их вооружением являлись по 14 приобретённых в США боевых вертолетов SH-60 (Seehawk) с солидной дальностью полета, способных нести как ракетное, так и торпедное оружие.

Но в своём первоначальном варианте оба судна прослужили совсем недолго. Под конец 2017 года в Токио заявили о намерении обзавестись полноценным, по сути, авианосцем – для чего решили переоборудовать вертолётоносец «Идзумо». Под конец 2018 года эти планы одобрил японский кабмин, годом позже были утверждены соответствующие бюджетные траты, а сами работы начались в 2020-м. Два года назад стартовало переоборудование и второго однотипного с «Идзумо» вертолётоносца «Кага».

Японская хитрость

Тут надо напомнить, что по итогам проигранной Второй мировой войны Япония обязалась не обзаводиться наступательным оружием, в том числе авианосцами и даже внесла соответствующее положение в свою конституцию (9-я статья). Этот запрет был введён не случайно, ведь в ходе боевых действий японские авианосные соединения причинили американцам и британцам много горя, начиная с Пёрл-Харбора и потопления английского «Соединения Z» у Куантана в 1941 году. Однако в последнее время этот запрет был негласно снят. В ответ же на критику со стороны Китая Япония и США заявили, что, дескать, после переоборудования два новых японских авианосца будут использоваться не для нападения, а для «защиты» – так что формально запрет не нарушен.

Ещё в 2014 году Япония выразила желание купить у США 42 истребителя типа F-35B Lightning II, способных производить короткий взлет и вертикальную посадку (STOVL). А в конце 2020 года появилось сообщение, что правительство планирует закупить около 20 таких самолетов, которые войдут в аваиагруппу «Идзумо». И тут нужно отметить, что оба «Идзумо» с самого начала закладывались с таким учётом, чтобы после минимальных переделок получить возможность нести американские «лайтнинги» – это отразилось, в частности, на конструкции их палуб и лифтов. То есть можно с уверенностью судить о том, что японцы тогда, в 2009 году, слукавили – они с самого начала собирались обзавестись именно авианосцами. Просто если бы они сразу заложили эти корабли именно как авианосцы, это могло бы вызвать нежелательный для Токио «хайп». Поэтому было решено провести данную операцию в два этапа.

И вот 3 октября 2021 года произошло историческое событие – впервые с 1945 года истребители взлетели с палубы японского боевого корабля. «Это испытание показало, что "Идзумо" может обеспечивать взлет и посадку самолетов STOVL в море, что позволит нам в ближайшем будущем предоставить дополнительные возможности для противовоздушной обороны в Тихом океане», – торжественно заявил контр-адмирал японского флота Шукаку Комута. Впрочем, пара F-35B Lightning II, взмывших с «Идзумо», принадлежали американцам. «Нам предстоит ещё много сделать, прежде чем ВМС Японии смогут регулярно использовать самолеты STOVL в море, но я уверен, что прочное партнерство и взаимное доверие между нашими двумя странами приведут к его реализации», – добавил Комута.

В свою очередь, генерал-майор Брайан В. Кавано, командующий 1-м авиакрылом Корпуса морской пехоты США, добавил: «Мы полностью уверены в F-35 и стремимся, чтобы наши японские союзники имели те же возможности, что и мы, а это в конечном итоге способствует нашей общей цели – поддержанию свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона».

Эти испытания ознаменовали окончание первого этапа модернизации «Идзумо», в ходе которого ему усилили взлётную палубу, увеличили её термостойкость (для обеспечения вертикального взлёта самолетов), установили трамплин. Были усилены перекрытия внутренних помещений, для того чтобы выдержать возросшие нагрузки при эксплуатации истребителей F-35B, которые тяжелее вертолетов, размещавшихся на корабле первоначально. Также установлено вспомогательное оборудование для обеспечения взлетов и посадок самолетов.

Второй этап модернизации запланирован на весну 2025 года: теперь переделке подлежит носовая часть «Идзумо», форму которой изменят с нынешней трапециевидной на прямоугольную (по аналогии с американскими УДК класса «Уосп» и «Америка»), более оптимальную для взлетающих истребителей. Что касается «Кага», то об окончании первого этапа его модернизации японский флот объявил устами начальника своего штаба адмирала Ре Сакаи в конце марта 2024 года. «В течение года "Кага" должен пройти различные испытания, результаты которых мы учтем при проведении второго этапа модернизации головного корабля этого типа. Работы на "Идзумо" начнутся до весны 2025 года», – добавил адмирал Сакаи. В Токио ожидают, что конвертация обоих УДК класса «Идзумо» в легкие авианосцы завершится примерно весной 2028 года.

Военный эксперт Александр Тимохин подчёркивает, что японцы ещё со времен Второй мировой войны прекрасно помнят, какое значение имеет авианосец в морской войне. К слову, современную концепцию авианосной ударной группы, как небольшого соединения, состоящего из авианосца и охраняющих его крейсеров и эсминцев, японский летчик Минору Гэнда, один из авторов плана атаки на Пёрл-Харбор, предложил ещё до начала Второй мировой. «Им не надо объяснять ни ценность нормальных самолётов, ни всего необходимого для их полётов – катапульт и финишёров. Они и сами могут объяснить кому угодно. Но у Японии на момент начала работ по кораблям была масса политических ограничений на военное развитие. Они и сейчас, в общем-то, есть. В итоге они не просто сделали компромиссный корабль, но ещё и получили его крайне компромиссным путём – путём постройки как вертолётоносца», – отмечает Тимохин.

По его мнению, «Идзумо» и «Кага» всё-таки не сравнить с «нормальными» авианосцами, изначально проектировавшимися в качестве таковых. Главный их недостаток – относительно небольшой размер авиагруппы: лишь по 12 F-35B или немного больше. Зато к числу достоинств «Идзумо» и «Кага» следует отнести их высокую скорость в 30 узлов, позволяющую, подняв самолёты, быстро уйти от ответного удара.

Зачем им так много самолётов?

Не будем забывать о том, что в планах Японии приобретение, помимо палубных, ещё и большого количества обычных истребителей. Несколько лет назад были обнародованы планы, в соответствии с которыми Япония может приобрести у США 105 истребителей подтипов F-35A (обычного взлета и посадки) и F-35B. Поэтому далеко не факт, что японцы удовольствуются лишь двумя авианосцами. В распоряжении японского Минобороны есть ещё два судна, которые могут быть переоборудованы в авианосные – это введённые в эксплуатацию в 2009-11 гг. вертолетоносцы типа «Хьюга». Правда, они уступают судам типа «Идзумо» по размерам (авиагруппа составляет до 11 вертолетов), но после должной переделки тоже могли бы принимать на борт палубные самолеты, хоть и в относительно небольшом количестве. Впрочем, некоторые специалисты предрекают, что в ближайшем будущем Япония приступит к строительству новых авианосцев: возможности её судостроительной промышленности это позволяют.

Военный эксперт Илья Крамник предполагает, что при создании этих новых единиц своего флота японцы могут взять в качестве ориентира британские авианосцы типа «Куин Элизабет» водоизмещением в 70 тыс. тонн, способные нести до 24 истребителей F-35B, 14 вертолетов, а также до батальона морской пехоты. «Можно предположить, что, скорее всего, перспективный авианосец японского флота уложится в рамки водоизмещения 40-50 тыс. тонн, при этом по численности авиагруппы он не будет уступать британскому проекту в силу меньшей ориентированности на десантные задачи. Два-четыре таких корабля технически могут быть построены в течение 10–15 лет, позволив японскому военно-морскому руководству создать в составе флота уже не эскортные, а ударные группы», – полагает Крамник.

В первую очередь японские авианосцы предназначены для «сдерживания» Китая и КНДР. Однако РФ тоже под прицелом. «На случай гипотетического конфликта с Россией на Дальнем Востоке Япония располагает сетью аэродромов на острове Хоккайдо, находящемся в непосредственной близости от Курил и Сахалина», – подчёркивает Крамник. 

Кстати, именно на эти аэродромы японцы могут быстро перебросить купленные у американцев истребители – те, которым не нашлось места на палубах «Идзумо» и «Кага». А эти истребители, между прочим, способны брать на борт ракеты класса «воздух-воздух», крылатые ракеты, управляемые авиационные бомбы, противотанковые ракеты. Весьма грозный арсенал…

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1557
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика