Граница Белоруссии и ЕС – в чем причина коллапса грузоперевозок? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Граница Белоруссии и ЕС – в чем причина коллапса грузоперевозок?

Белоруссия и страны Евросоюза на протяжении многих десятилетий пытались тем или иным образом решить существовавшие с середины 1990-х годов проблемы как политического, так и экономического характера. Однако события 2020 года, когда Запад поддержал попытку государственного переворота в республике, а затем занял позицию противников Александра Лукашенко, привели к постепенному сворачиванию двустороннего сотрудничества, которое практически прекратилось с началом российской специальной военной операции (СВО) на Украине.

Развернувшееся противостояние не могло не затронуть и одну из важнейших сторон отношений между Белоруссией и Евросоюзом – сферу транспорта и транзитных грузоперевозок. За последние месяцы проблема настолько ухудшилась, что сегодня грозит настоящим транспортным коллапсом на границе, за которым может последовать полная остановка потока грузов, идущих как в направлении ЕС, так и на Восток. Только в первом полугодии транзит китайских товаров в Европу по железной дороге через Белоруссию сократился на 25,7%, а в обратном направлении – на 35%. Еще хуже обстоят дела с автомобильными перевозками, где главной причиной возникших вопросов является явно антибелорусская позиция ЕС.

Известно, что проблемы на белорусской границе с ЕС были давно. Именно через Белоруссию проходит основной коридор из Азии в Европу и в обратном направлении. Поэтому автоперевозчики всегда оказывались одними из первых, кто попадал в заложники возникавших проблем между Минском и странами Евросоюза. Километровые очереди из фур в обоих направлениях на границе Белоруссии и ЕС уже давно никого не удивляли, однако стороны всегда пытались найти определенные возможности для их устранения. Все изменилось после 24 февраля, когда Польша, Литва и Латвия выступили за введение всеобъемлющих санкций против Белоруссии и России, затронувших и сферу транспортной логистики.

В частности, в рамках пятого пакета санкций с 8 апреля в ЕС перестали пропускать белорусский и российский грузовой автотранспорт. В ответ официальный Минск уже 16 апреля ввел свои меры, запретив «перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза в Белоруссию автомобилей (и тягачей), зарегистрированных в Европейском союзе». Тогда многим казалось, что проблема будет носить временный характер, тем более что ЕС не пошел по пути полной транспортной блокады Белоруссии и РФ, разрешив ввозить на свою территорию гуманитарные грузы, продукты питания, лекарства, цветные металлы, топливо и удобрение. Именно поэтому в Минске и было принято довольно нестандартное решение, которое через полгода воплотили в жизнь и в России. Белорусские власти не пошли на полное закрытие границы, а разрешили перемещение по территории республики грузовых автомобилей и тягачей ЕС «до установленных мест проведения перегрузки и перецепки», что должно было «способствовать восстановлению потерь транспортной работы белорусских перевозчиков и переориентации их на рынок международных перевозок ЕАЭС и азиатского региона».

В частности, европейским грузовикам разрешили пересекать белорусскую границу и следовать в специально установленные места для осуществления перецепки. При этом сделать это можно было изначально только в транспортно-логистических центрах, расположенных у пограничных переходов. Позже, в связи с взаимным потоком автотранспорта из ЕС и стран ЕАЭС, было решено организовать дополнительные места, где можно было проводить необходимые грузовые операции, а Министерство транспорта и коммуникаций Белоруссии с октября разрешило автомобильным перевозчикам из стран ЕС ездить по территории республики до пунктов перецепки, но за дополнительную плату - около 190 евро.

Все эти решения официального Минска, по сути, сохранили транспортное сообщение межу Белоруссией и ЕС, но создали дополнительные проблемы на границе, где теперь перед пунктом пропуска появились уже две очереди: одна – на выезд из республики, где стоят европейские перевозчики, и вторая – на перецепку, преимущественно из российских и белорусских грузовиков. При этом не изменило ситуацию даже то, что санкции заставили российскую и белорусскую логистику переориентироваться с европейского на другие направления – Китай, Турцию, Иран и т. п.

Если обратиться к статистике, то становится очевидно, что, несмотря на санкции, на границе Белоруссии и ЕС кардинального уменьшения очередей фур по сравнению с прошлым годом не произошло: в определенные дни они составляют на белорусской стороне от 1,5 до 6 тыс. машин. Однако ранее основными причинами простоя были технические проблемы, различные реконструкции погранпереходов, а в 2021 году – миграционный кризис и закрытие в связи с этим Польшей пункта пропуска «Брузги/Кузница Белостоцкая», который не работает и по сей день.

Сегодня же главной проблемой стало нежелание литовских, латвийских и польских пограничных и таможенных служб выполнять взятые на себя обязательства. В белорусском Государственном пограничном комитете неоднократно отмечали, что их европейские коллеги намеренно работают медленно, прикрываясь вопросами необходимой дополнительной проверки грузов и недостаточного количества персонала. В частности, как заявляли ранее в таможенной службе Литвы, их страна всячески борется с попытками обойти антибелорусские и антироссийские санкции, усиливая проверки и разворачивая назад тысячи грузовиков с санкционной продукцией в обоих направлениях.

Подобная политика европейских стран стала причиной того, что за день границу удается пройти лишь от 20 до 50% грузовых машин, которые могли бы это сделать по нормам пропускной способности переходов.

Не меняет отношения к ситуации даже тот факт, что претензии к таможенным и пограничным службам ЕС все чаще стали предъявлять и европейские перевозчики. Например, 8 декабря в Польше возле пункта пропуска «Кукурыки» («Козловичи» в Белоруссии) прошла акция протеста местных транспортников, требовавших, в том числе, сократить очереди и ускорить работу.

Нынешняя ситуация на границе с ЕС вызывает трудности не только для самой Белоруссии, но и для ее отношений со странами ЕАЭС, в первую очередь Россией. Свидетельством этому может служить проблема транзита по территории республики лекарственных средств. В частности, ранее власти РБ разрешили проезд через страну европейских грузовиков, которые доставляют готовые лекарственные средства, в том числе нерасфасованные, но при условии, что они должны быть включены в Госреестр республики или Евразийского союза. Это привело к тому, что часть лекарств перестала попадать в РФ, что вызвало серьезную обеспокоенность среди фармацевтических компаний, которые были вынуждены обратиться к Совету Федерации с просьбой приложить усилия для урегулирования этой проблемы. В результате белорусским властям пришлось скорректировать списки и с 7 декабря разрешить транзит по территории страны лекарств, которые включены в Государственный реестр лекарственных средств РФ. Подобных тонкостей и нюансов в ситуации с пересечением белорусской границы и транзита товаров в настоящее время множество, а путей решения возникающих вопросов больше не становится.

Проблема в данном случае заключается в том, что в Минске, вводя ответные меры на европейские санкции, изначально рассчитывали на их временный характер, надеясь на благоразумие западных партнеров. Поэтому и запрет на передвижение по территории Белоруссии европейских грузовиков не был полным – в качестве исключения, помимо лекарств и медицинские препаратов, по Белоруссии можно перевозить почтовые отправления, живых животных, а также гуманитарные грузы. Однако в ЕС никак не восприняли данный жест Минска, поставив политические вопросы выше экономических.

Именно поэтому на пунктах перехода пограничные службы Польши, Литвы и Латвии перестали работать в надлежащем объеме, используя любой повод для того, чтобы если не заблокировать грузы с территории Белоруссии, то как минимум затруднить их прохождение с целью отбить у перевозчиков саму мысль работы на восточном направлении. Никакой экономической целесообразности в происходящем нет, что только подтверждает тезис о том, что сегодня в Евросоюзе русофобия стала главным мерилом всех вещей, и до тех пор, пока она не перекатится, очереди на границах будут только расти.

С учетом такой перспективы транспортный коллапс может привести к тому, что сухопутное сообщение между Востоком и Западом через Белоруссию остановится, и только после того, как последствия этого ударят по каждому в Польше или странах Прибалтики, можно будет рассчитывать на просветление в головах властей этих стран. К сожалению, сегодня такой вариант выглядит самым вероятным и никак не зависит от позиции и действий ни России, ни Белоруссии.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

____________________________

Фото: https://www.belta.by/

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3769
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика