
Евразийский банк развития (ЕАБР) опубликовал обзор экономической ситуации в странах СНГ за 2015 и начало 2016 г. Его данные показывают, что, несмотря на все сложности, вызванные финансово-экономическим кризисом, экономики Содружества продемонстрировали довольно высокую устойчивость к внешним шокам и в недалеком будущем способны выйти на траекторию устойчивого роста.
Как и следовало ожидать, в условиях неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, связанной с падением цен на нефть, газ, металлы и другие предметы сырьевого экспорта, экономики СНГ в прошлом году продемонстрировал значительный спад. Общее снижение ВВП 11 стран Содружества за прошлый год по сравнению с 2014 г. составило 3,8%. В четвертом квартале спад начал замедлятся, составив всего 2,9%, тогда как в третьем квартале он достигал 3,9%, а во втором – 4,3%. Причины улучшения ситуации аналитики ЕАБР видят в том, что ВВП за четвертый квартал 2015 г. приходится сравнивать с тем же периодом 2014 г., когда экономика уже начала падать. Свою роль сыграли стабилизация деловой активности в России, улучшение экономической ситуации на Украине и некоторое ускорение роста ВВП Казахстана. При этом позитивные тенденции в крупных экономиках, таких как российская, украинская и казахстанская, компенсировали снижение показателей роста, наблюдавшееся в других, меньших по масштабам экономики государствах СНГ.
Замедление экономического спада в странах Содружества к концу прошлого года произошло несмотря на то, что положение на основных внешних рынках сбыта оставалось неблагоприятным. Главной причиной этого являлись низкие цены на углеводороды, негативно сказавшиеся как на экспортерах нефтегазовых ресурсов, так и на других странах СНГ, тесно связанных с ними экономически. Падение цен на нефть и природный газ снизило приток валютной выручки в «нефтегазовые» экономики, что привело к снижению потребительской активности и падению спроса на товары и услуги, поставляемые им другими республиками бывшего СССР. При всем этом экономики СНГ в четвертом квартале 2015 г. продемонстрировали относительную устойчивость к внешним шокам. Объяснялось это резким падением импорта, улучившего платежный баланс и позволившего увеличить «чистый» экспорт, уменьшением внешнего долга и оттока капитала, а также снижением темпов падения экономики Украины и хорошими показателями аграрного сектора Казахстана.
Все экономики Содружества аналитики ЕАБР делят на три группы: экспортеры нефти и газа, экспортеры трудовых ресурсов и страны с диверсифицированной экономикой. К первой группе относятся Россия, Казахстан, Туркмения и Азербайджан, ко второй – Таджикистан, Киргизия, Армения и Молдавия, а к третьей – Украина, Белоруссия и Узбекистан. Эта классификация отражает не уровень развития или качество экономики, а товары и услуги, которые преобладают в структуре экспорта. Украина и Узбекистан, например, являются крупнейшими поставщиками трудовых мигрантов в Россию, но так как их денежные переводы не являются основным источником налоговых поступлений бюджета и валютной выручки, эти экономики отнесены к диверсифицированным. Таджикистан и Киргизия помимо мигрантов поставляют на внешний рынок цветные металлы, хлопок и другие товары, но денежные переводы играют для них более важное значение. Аналогичным образом складывается ситуация с экспортерами углеводородов. Россия, например, поставляет на внешние рынки продукцию машиностроения, ВПК, сельского хозяйства, металлы, программное обеспечение, но главным источником доходов бюджета являются всё же поступления от экспорта нефти и газа.
В государствах, экспортирующих углеводороды, ситуация в последнем квартале прошлого года улучшилась в связи со стабилизацией экономик России и Казахстана. Благодаря им, спад совокупного ВВП этой группы стран по сравнению с тем же периодом прошлого года снизился с 3,7 до 3,2%. При этом негативное влияние на показатели группы оказал Азербайджан, ВВП которого в четвертом квартале 2015 г. снизился сразу на 6,7%, тогда как в третьем квартале спад составлял всего 0,7%.
Улучшения положения в «нефтегазовых» экономиках можно ожидать в результате умеренного роста цен на нефть, наблюдавшегося в течение первых двух месяцев 2016 г. К началу апреля стоимость барреля нефти марки «Brent» колебалась в районе 40 долларов, тогда как в декабре были сильны опасения, что вскоре она составит 20 долл. Между тем, по прогнозу аналитиков ЕАБР, средняя стоимость нефти в этом году будет колебаться в пределах 40-50 долларов, что должно оказать на зависимые от экспорта нефтегазовых ресурсов экономики стран СНГ стабилизирующее воздействие.
Страны-поставщики трудовых мигрантов в каком-то смысле оказались в лучшем положении, поскольку их экономики не зависели напрямую от поступления нефтегазовых доходов. В связи с этим часть из них сумела сохранить положительные темпы экономического роста, которые, однако, заметно снизились. В четвертом квартале совокупный ВВП этих государств увеличился всего на 0,5%, тогда как в первом квартале он вырос на 4,6%, во втором – на 5,4%, а в третьем – на 2,8%. К концу 2015 г. отрицательным оказался рост киргизской экономики (-2,3%), что было вызвано падением добычи золота на месторождении Кумтор. В связи с небольшим размером экономики республики результаты деятельности крупных предприятий, таких, как «Кумтор Голд Компании», оказывают на динамику ВВП очень сильное влияние.
Еще более значительным (-3,7%) оказалось падение экономики Молдавии, связанное с плохим урожаем. ВВП Армении и Таджикистана продолжал расти, но к концу года темпы его прироста замедлились. Причиной этого стало резкое падение денежных переводов трудовых мигрантов, негативно сказавшееся на всех отраслях экономики.
В Белоруссии, Узбекистане и на Украине, которые аналитики ЕАБР относят к странам с диверсифицированной структурой экспорта, снижение ВВП к концу прошлого года замедлилось. В четвертом квартале их совокупный ВВП сократился на 2,5%, тогда как в третьем квартале его падение составляло 6,4%, а в первом полугодии измерялось двузначными цифрами. Позитивное влияние на экономику этой группы стран неожиданно оказала Украина. Из-за эффекта низкой базы, связанного с резким падением ВВП в предыдущий период, фактора сезонности, а также снижения интенсивности гражданской войны в восточных регионах, на Украине во втором полугодии началось восстановление деловой активности. За четвертый квартал ее ВВП сократился всего на 1,4%, тогда как в первом квартале его падение составляло 17,2%, во втором – 14,6%, а в третьем – 7,2%. В белорусской экономике наблюдалось дальнейшее углубление спада, составившего по итогам четвертного квартала 5%. Узбекистан же, используя активное государственное стимулирование, сохранил высокие темпы роста экономики, которая за прошлый год увеличилась на 8%.
На снижение потребительского спроса, вызвавшего замедление роста ВВП в государствах Средней Азии и Закавказья, повлияла девальвация национальных валют. Пойти на нее они были вынуждены из-за резкого падения курса рубля в конце 2014 – первой половине 2015 г. Некоторые страны, такие, как Таджикистан и Туркмения, даже ввели временные запреты на прямую продажу долларов населению. По мнению аналитиков ЕАБР, те же проблемы в первом полугодии 2016 г. может испытать и Казахстан, где в четвертом квартале наблюдалось заметное снижение потребительской активности. Сжатие внутреннего спроса на южной периферии бывшего СССР могут остановить стабилизация или рост экономик европейских стран СНГ. Особенно большое значение эти процессы будут иметь для участников ЕАЭС, динамика развития которого в решающей степени зависит от состояния его крупнейшей экономики – России. Между тем, рост ее ВВП по прогнозам авторов доклада в этом году будет колебаться в пределах от 0,5 до -0,5%, и во многом будет определяться динамикой цен на нефть.
Данные ЕАБР показывают, что, несмотря на все перипетии последнего времени, включая украинский кризис и антироссийские санкции, экономически страны СНГ до сих пор тесно связаны друг с другом. Процессы, происходящие в крупных экономиках, неизбежно отражаются на всех странах Содружества. И главным связующим звеном СНГ по-прежнему является Россия, которая из-за своего географического положения, емкости внутреннего рынка, промышленного потенциала и транспортных возможностей просто обречена играть в нем центральную роль.